Важным условием успешности взрослого человека является сформированная в школьном возрасте способность общаться, работать с информацией, давать грамотные развернутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией и многое другое.
Информационная среда общества – совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально – экономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию.
В научной литературе отражаются различные аспекты исследования информационного пространства и организации информационной среды в образовательном процессе. Так, Т.А. Година отмечает: «Информационное образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации и инфраструктурой. А.И. Ненашев определяет информационное пространство с точки зрения коммуникационного подхода, которое, по его мнению, представляет собой совокупность коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие между производителем, передатчиком и потребителем информации.
Формирования информационной культуры школьников определяется повышением функционального значения информации и информационной культуры в жизни человека в современном информационном обществе; возрастанием объемов информации и ростом интенсивности информационных коммуникаций, предоставляющих человеку богатейшие возможности для творческого развития; интенсивным развитием информационной техники и технологий, определяющих изменение характера социально-экономического развития современного общества.
Следует учитывать, что становление информационной культуры современного человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций.
Содержание информационной культуры проявляется:
в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;
в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;
в умении выделять в своей деятельности информационные процессы и управлять ими;
в овладении основами аналитической переработки информации;
в овладении практическими способами работы с различной информацией;
Формирование информационной культуры учащихся – это процесс взаимодействия всех участников учебно-воспитательной системы. Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:
использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.);
использование более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий;
использование компьютерных обучающих и контролирующих программ;
использование информационные ресурсы компьютерных сетей.
Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует от учителя:
изучения основ информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности;
повышения эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы;
формирования мировоззрения учащихся, базирующегося на научном, критическом отношении к информации.
Но основополагающей задачей школы является создание информационного пространства, которое соответствовало бы потребностям и интересам учащихся. К сожалению, при организации воспитательной работы не всегда принимается во внимание очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению информационных средств, учащийся постоянно оказывается «под ударом» множества информационных потоков. Воздействие этих потоков, как правило, ни педагогами, ни семьёй не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.
Считаю, что для создания положительной динамики в ее разрешении, повышения эффективности проводимой воспитательной работы большое внимание необходимо уделять формированию информационной культуры школьников, развитию ученического самоуправления. Ведущую роль в этой работе я возлагаю на информационную службу. Под информационной службой мы понимаем объединение учащихся, педагогов, родителей, деятельность которых направлена на информирование членов школьного коллектива по различным вопросам.
Познавательно о обучении:
Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...
Понятие «метод», «прием», «учебная
деятельность». Исследования по данной проблеме
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. ...
Реализация структурных элементов урока информатики
с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...