Использование знаний педагогического анализа в практической деятельности педагога

Новая педагогика » Педагогический анализ современного урока технологии » Использование знаний педагогического анализа в практической деятельности педагога

Страница 1

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качество его усвоения учащимися, применяемые методы и их оценку, активность учащихся и приемы организации их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель выдвигает свои предложения по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог обязан объяснить при этом, почему именно так решил провести урок, что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности и работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий эффект и соответствует силам и способностям данного учителя.

Методика самоанализа урока.

А. Каков был замысел, план проведения урока и почему

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?

3. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?

4. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

5. Какие были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты?

6. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

7. Как (и почему) была избрана форма занятия (тип урока)?

8. Какие главные задачи решались на уроке?

9. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

10.Чем обосновывается конкретный ход урока? Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?

11.Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если да - какие, почему е к чему они привели?

В. Удалось ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты

образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

Какая общая самооценка урока?

Г.Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Схема самоанализа урока.

1. Дать краткую психолого-педагогическую характеристику класса, в котором проходил урок.

2. Охарактеризовать тему урока, степень сложности вообще и трудности для данного класса.

3. Обосновать постановку триединой дидактической цели урока, тип и структуру урока

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап урока и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Дать оценку успешности достижения цели урока. Обосновать ее:

- урок высокого уровня целостности, для которого характерны оптимальность отобранного содержания, методов и форм учебно-познавательной деятельности, четкая логика построения учебного занятия, тесная взаимосвязь, внутренняя и внешняя, всех элементов урока;

- урок среднего уровня целостности, для которого характерно наличие незначительных упущений, незначительные замечания по макро- и микроструктуре, но цели реализованы достаточно оптимально;

- урок низкого уровня целостности — наличие грубых фактических, логических ошибок, несоответствие методов, форм обучения поставленной дидактической цели урока.

7. Что учитель считает необходимым изменить в этом уроке в будущем, какой опыт обобщить?

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Основные понятия и проблематика социальной работы с детьми-сиротами
Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица ...

Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. ...

Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru