Понятие «агрессии» и ее основные виды

Страница 1

Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоми­нать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взор­вусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или на­строенностью против кого-то или чего-то. В основе своей аг­рессия является понятием весьма многосложным.

Понятие «агрессией» воспринимается нами как нечто объективно ощутимое. На самом же деле это весьма распростра­ненный и даже совершенно обычный феномен взаимоотношений между людьми, которые «посылают» информацию и «принима­ют» ее.

То, что мы именуем агрессией, находится во взаимо­связи с усвоенными нами масштабами ценностей и пережива­ний. Есть люди, которые хоть и понимают такие оскорбитель­ные слова, как «дрянь», «дурак», как нечто агрессивное, но в то же время видят в них всего лишь своего рода субтильный вид за­щиты, а то и не лишенный своеобразного шарма способ прояв­ления характера. Здесь также имеется разница в за­висимости от пола — мальчики скорее склонны активно прояв­лять свою ярость, в то время как девочки прибегают к иным спо­собам ее выражения. Также различна и реакция родителей в этих случаях.

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность аг­рессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта курсовая работа, как и многие другие ориен­тированные на исследование работы, определяет агрессию как лю­бую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб.

Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не яв­ляется общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много раз­личных значений, как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или дей­ствие определяется как «насильственное». Порою и словари оказы­ваются не слишком полезными. В некоторых из них говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав дру­гого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом опреде­лении представлены весьма разнообразные действия, но все они обо­значаются словом «агрессия». Специалисты в области психического здоровья и исследователи поведения животных не более точны в определениях, чем подобные словари; используя термин «агрессия», они тоже имеют в виду несколько различных значений.

Иногда понятие агрессии использовалось в крайне широком зна­чении. Так, например, многие психоаналитики постулируют наличие общего агрессивного драйва

, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по сво­ей природе явно агрессивными. Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стрем­ление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения. Столь широкое понимание значения термина может со­здавать серьезные проблемы. Наряду с сомнительным допущением относительно существования общего драйва, который может прояв­ляться через самые разнообразные действия, данная концепция ис­пытывает существенное влияние слов из обиходного языка — мо­мент немаловажный и заслуживающий специального комментария.

Другой крайностью являются узкоспециальные определения аг­рессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпо­сылки. Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких безмотивационных концепций. В то время ког­да Басс писал свою книгу (содержащую первый обзор новейших психологических исследований человеческой агрессии), он находил­ся под влиянием предубеждений, которые бихевиористы питают про­тив так называемых «менталистских» концепций. Поэтому Басе попытался определить агрессию дескриптивным способом, не ис­пользуя субъективные идеи, такие, как «намерение». Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным обра­зом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку».

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Серединный треугольник и прямая Эйлера
Треугольник, полученный соединением середин сторон данного треугольника, назовем серединным треугольником. На рисунке A`B`C` есть срединный треугольник треугольника АВС. Рассмотрим так же две медианы AA` и BB`, пересекающиеся в точке G, две высоты треугольника ABC, пересекающиеся в точке H, и две в ...

Анализ изложения темы «Линейная функция» в основных учебниках по алгебре
Так как методические рекомендации по проведению контроля мы будем рассматривать на примере содержании курса алгебры 7 класса по теме «Линейные функции», то сначала проведём сравнительный анализ изложения этого материала в основных действующих учебниках по алгебре для 7 класса. Сравнительный анализ ...

Характеристика педагогического мастерства учителя
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельн ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru