Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет » Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста

Страница 1

Овладение детьми грамматического строя речи – одна из самых важных проблем детской и педагогической психологии.

Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи.

Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-менее сформировано слово становится для него сигналом действительности, начинает что-то означать, а речь приобретает соответствующую грамматическую организацию.

Начало и продолжительность состояния пассивного овладения грамматическим строением зависит от многих причин, главной из которых есть воспитательное речевое воздействие взрослых. Оно обусловлено стремлением ребенка, овладеть определенной ситуацией или избежать ее.

А.М. Богуш выделила главные пути формирования правильной речи детей такие, как: проверка детской речи и предотвращение ошибок; наличие правильного образца для подражания; исправление ошибок; развитие слухового внимания; совместная работа детского сада и семьи.

Для формирования грамматически правильной речи используют такие методы: дидактические игры и упражнения; рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.

Самый эффективный метод формирования грамматически правильной речи – дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов, но воспитатели не всегда правильно подбирают определенную игру с нужной целью.

Дидактические игры используются во всех возрастных группах детского сада, непосредственно на занятии. В книге К.Д. Ушинского «Родное слово» собрано много полезных упражнений для развития речи детей. Он требовал от воспитателя правильной методики их проведения, правильного подбора вопросов, поскольку каждое дидактическое упражнение состоит из вопросов и ответов.

Е.И. Тихеева разработала целую систему дидактических упражнений для развития речи дошкольников. Были определены и педагогические требования к этим упражнениям:

а) правильный подбор дидактических упражнений к ошибкам, что попадаются в детской речи;

б) дидактические упражнения должны иметь четко определенную цель;

в) материал к дидактическим упражнениям должен подбираться так, чтоб дети имели возможность сопоставить правильные и неправильные формы, чтоб у них были не только те грамматические формы, в которых дети допускают ошибки, но и другие ранее усвоенные ними;

г) строить дидактические упражнения нужно на известном детям материале, связанными с их жизнью и деятельностью;

д) в дидактических играх следует предвидеть наглядный материал;

е) дидактические упражнения нужно проводить живо, интересно используя игровые приемы. При этом следует обязательно учитывать возрастные интересы и возможности детей.

Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр.

Одним из методов формирования грамматически правильной речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины). С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.

В младшей группе воспитатель после рассказа ограничивается только беседой, дети средней группы после беседы могут пересказать то, о чем она рассказывала. Предметные картинки используют в повседневной жизни для индивидуальной работы с детьми. Например, ребенок допускает ошибки в употреблении рода существительных и согласовании прилагательных с существительным по родам. Воспитатель подбирает группу предметных картинок (яблоко, иголка, мыло, кукла и т.д.), яблоко сочное, сладкое; маленькая иголка с ниткой, ею шьют и т.д.

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы.

Проводя такие упражнения в младших группах, воспитатель может применять прием отраженной речи.

Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, выделяют следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами, воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...

Досуг как сфера социализации
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Так что же такое детский досуг? До ...

Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru