Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования. В современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения.
1. Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современной процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.
2. Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой — главным источником знания и образования — на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо, очевидно, найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той, которую ученик получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.
3. Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.
Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.
4. Необходимость широкой профориентации. Учебный фильм, теле- и радиопередача могут помочь детям понять суть многих профессий — промышленных, сельскохозяйственных, научных; они непосредственно влияют на выбор жизненного пути, на формирование интересов человека.
Строго говоря, технические средства обучения не являются новыми, за исключением телевидения, существующего менее 30 лет. Диапозитивы («туманные», «теневые» картины) использовались в русской школе еще в конце прошлого века; в начале нашего столетия в Москве уже существовал целый склад «теневых» картин (прародитель наших фильмотек), насчитывающий тысячи названий серий, из которых отдельные имели две-три сотни диапозитивов и фактически составляли диапозитивные фильмы.
Учебное кино, радио и телевидение педагогами и воспитателями традиционно рассматривались как пособия, назначение которых — обеспечить объяснение учителя наглядностью, иллюстрацией. Основным требованием в этом случае выдвигалась способность фильма (передачи) быть легко включенным в занятие. Между тем использование ТСО только в качестве иллюстрации слова воспитателя не может исчерпать всех педагогических возможностей этих средств обучения.
Познавательно о обучении:
Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ...
Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на
занятиях по Дальтон-технологии
Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные. П ...
Требования к подбору
задач для проведения дифференцированного зачета
Остановимся на подборе задач для зачетов. Как отмечалось выше, чаще всего работа состоит из двух частей: обязательной (базовой) и дополнительной (вариативной). Обязательную часть составляют задачи обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает отметку «зачтено»; дополнительную часть – ...