Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы. Рассмотрим особенности обучения данным разновидностям устной речи подробнее.
Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую.
1. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Особенности условий, в которых протекает диалогическая речь:
- краткость высказывания,
- широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты),
- большая роль интонации,
- разнообразие особых предложений неполного состава,
- свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания,
- преобладание простых предложений.
Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:
- презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;
- презентация диалога в звуковой и графической форме;
- усвоение языкового материала диалога;
- усвоение способов связи реплик в диалоге;
- воспроизведение диалога;
- расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.
При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая.
Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.
2. Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. [4, 268]. В отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение монологической речи проходит в три этапа:
1) вырабатываются языковые автоматизмы
2) проходит обучение отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации
3) направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания.
Использование видеоматериалов в обучении устной иноязычной речи является целесообразным для активизации речевой деятельности учащихся, создания ситуаций стимулирования их иноязычного общения и совершенствования контроля освоения учащимися иностранного языка как основного коммуникативного средства. Видеоматериалы могут использоваться для изучения тем страноведческого характера, а также для развития навыков монологической и диалогической речи.
Благодаря обучению диалогической речи происходит совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
При обучении монологической речи предусматривается совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения по ходу работы над проектом, развитие следующих умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Познавательно о обучении:
Основные виды речевых ситуаций и способы их создания
Как известно, «любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание». Ситуация как основа вербального общения представляет собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для соверше ...
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...
Связь экономической науки и образования
Характер связи между экономической науки и экономического образования во многом определяются институциональным разрывом исследовательских и преподавательских областей, который сформировался в советский период. На протяжении многих лет лишь отдельные сотрудники исследовательских институтов постоянно ...