Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:
- интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;
- мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;
- моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;
- коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;
- производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.
Универсальной технологии создания ЦОР не существует. Каждый автор применяет собственную технологию. В данном разделе приведены некоторые принципиальные положения, которые можно адаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа. Создание ЦОР зависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором ее программная реализация.
Этапы производства ЦОР Таблица 1
Этап |
Содержание этапа |
Предварительная работа |
Формулировка исходной идеи Оценка существующих элементов |
Сбор необходимой информации |
Анализ потребностей Выделение главной дидактической цели Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием |
Подготовка содержания |
Выделение дидактических подцелей Составление плана Представление содержания в форме модулей |
Дизайн |
Разработка общей концепции Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.) Написание сценария Детальный дизайн + подключение интерактивности |
Производство |
Программирование и оцифровка содержания Создание изображений, звука и т.п. Компоновка готовых материалов в модули |
Тестирование |
Тестирование и оценка продукта |
Рассмотрим подробнее представленную схему.
Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:
Познавательно о обучении:
Контроль как процесс
определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся
С точки зрения внешней структуры организации процесса обучения, контроль - это часть процесса обучения. С точки зрения внутренней сущности контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату програ ...
Игра как средство социальной адаптации
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизвед ...
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминам ...