Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребенка не остается неизменным, а напротив, претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.
Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.
По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Изменение значения слова отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с его когнитивным развитием.
На этапе от трех до пяти лет, нормально развивающийся ребенок, овладевает предметной отнесенностью слова. Слово становится для ребенка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, конкретно отнесенные значения, ребенок овладевает логическими операциями.
По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
М.М.Кольцова выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста непосредственных раздражителей словом;
1 степень — слово является эквивалентом комплекса непосредственных ощущений от предмета;
2 степень — слово обобщает ряд однородных предметов;
3 степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной категории;
4 степень — разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.
Также М.М.Кольцова отмечает, что "каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования".
Л.П.Фсдоренко выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу:
— нулевая степень обобщения — собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);
— первая степень обобщения — понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных (в возрасте двух лет);
— вторая степень обобщения — усваивание родовых понятий, передающих обобщенно названия предметов, действии, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);
— третья степень обобщения — усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);
— четвертая степень обобщения — такие слова, как "состояние", "признак", "предметность" и т.д. (подростковый возраст).
Л.С.Выготский указывает, что к семи годам формируется "обособление речи для себя и речи для других из общей нерасчлененной речевой функции".
Познавательно о обучении:
Знакомство с нотами
Игра по нотам представляет для ребёнка особые трудности. При этом игра одним пальцем позволяет свести круг проблем до минимума и сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука. Здесь надо разучить, как может больше однотипных пьес без детальной их проработки. Для этой цели во второй части ...
Организация деятельности учащихся по формированию геометрической
грамотности
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала. Так же, ка ...
Этапы и
приемы создания знака
«Придумайте и нарисуйте графические знаки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев, используя различные графические приемы». Первый этап в создании знаков - это натурные наблюдения и зарисовки животных. Учащимся предлагается совершить экскурсию в зоопарк, взяв с собой доски для рис ...