Состояние проблемы развития речи детей

Страница 2

Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д.Ушинского была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по "живому слову". Е.И.Тихеевой были разработаны занятия, "которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: 1) разговор с детьми, 2) поручения и задания, 3) беседы, 4) рассказывания, 5) чтение, 6) письма, 7) заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержащиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвященный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обусловленные "недостатками анатомического и психофизического характера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха); третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окружающих. Е.И.Тихеева делает акцент на необходимость ранней диагностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок" .

Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследований которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая восприятие детей, расширяя их кругозор".

Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых теория и методика развития речи и обучения родному языку рассматривалась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвященных дневниковым записям речи детей (И.А.Бодуэн де Куртене, Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее известен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвистической обработки были преобразованы в фундаментальный труд "Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматического строя языка. А.Н.Гвоздевым были выделены периоды в формировании грамматического строя русского языка, характеризующиеся специфическими особенностями:

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются

2. Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения .

3. Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения .".

Исследования А.Н.Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей.

Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вследствие изменения социально-политических условий, изменений в системе образования в связи с достижениями научно-технического прогресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Анализ причин неудач и трудностей в обучении обследованных детей
Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить: · снижение «чувства языка»; · языковая интерференция в условиях билингвального обучения. · несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка; · низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка; · ...

Общая характеристика внеучебной деятельности
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их к ...

Особенности социализации детей – сирот
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru