Состояние проблемы развития речи детей

Страница 2

Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д.Ушинского была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по "живому слову". Е.И.Тихеевой были разработаны занятия, "которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: 1) разговор с детьми, 2) поручения и задания, 3) беседы, 4) рассказывания, 5) чтение, 6) письма, 7) заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержащиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвященный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обусловленные "недостатками анатомического и психофизического характера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха); третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окружающих. Е.И.Тихеева делает акцент на необходимость ранней диагностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок" .

Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследований которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая восприятие детей, расширяя их кругозор".

Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых теория и методика развития речи и обучения родному языку рассматривалась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвященных дневниковым записям речи детей (И.А.Бодуэн де Куртене, Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее известен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвистической обработки были преобразованы в фундаментальный труд "Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматического строя языка. А.Н.Гвоздевым были выделены периоды в формировании грамматического строя русского языка, характеризующиеся специфическими особенностями:

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются

2. Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения .

3. Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения .".

Исследования А.Н.Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей.

Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вследствие изменения социально-политических условий, изменений в системе образования в связи с достижениями научно-технического прогресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...

Карл Фридрих Гаусс
В Броауншвейге 30 апреля 1777 года родился будущий великий математик. Сын водопроводчика в 1795 году поступил в Геттингенский университет, который с успехом закончил в 1798 году. В 1799 году Карл Фридрих получил доцентуру в Брауншвейге, а в 1807 году кафедру математики и астрономии в Геттингенском ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru