Так как методические рекомендации по проведению контроля мы будем рассматривать на примере содержании курса алгебры 7 класса по теме «Линейные функции», то сначала проведём сравнительный анализ изложения этого материала в основных действующих учебниках по алгебре для 7 класса.
Сравнительный анализ изложения функциональной линии в учебниках показал, что тема «Линейная функция» изучается во всех учебниках в 7 классе. Все сравниваемые учебники предназначены для учащих общеобразовательных учреждений.
На изучение этой темы в учебнике авторов Ш.А. Алимова и др. «Алгебра 7» отводится 12 часов, в учебнике Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра 7»- 13 часов и в учебнике Г.В. Дорофеева и др. «Алгебра 7» -26 часов. Проанализируем изложение данного содержания в каждом из рассматриваемых учебниках.
Учебник «Алгебра 7» авторов Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.
Содержание учебника разбито на главы и параграфы, тесты которых сопровождаются трёхуровневой системой упражнений в соответствии с условными обозначениями на обороте титульного листа. К каждой главе даны дополнительные упражнения, упражнения для самоконтроля («Проверь себя!»).
Данный учебник является частью учебно-методического комплекта по алгебре для 7-9 классов
В курсе особое внимание уделяется реализации принципов научности и доступности, их взаимосвязи, а также обеспечению прочного усвоения основ математических знаний всеми учащимися. С этой целью основной теоретический материал излагается с постепенным возрастанием его сложности. Изложение, как правило, ведется конкретно-индуктивным методом с постепенным увеличением роли дедукции, с опорой на практические задачи, мотивирующие полезность изучения вводимых математических понятий и иллюстрирующие реальную основу математической абстракции.
Большое значение придается практической направленности курса, которая выражается системой упражнений, ориентированных на формирование важных алгебраических умений и навыков, и представлена задачами трех уровней по каждой теме – от обязательных (они завершаются заданиями для самоконтроля) до достаточно трудных задач. С 1999 г. учебники издаются с цветными иллюстрациями
Авторский коллектив Ш.А. Алимов и др. предлагают изучение темы «Линейная функция» в конце курса, после изучения алгебраических выражений, уравнений с одним неизвестным, одночленов и многочленов, разложения многочленов на множители, алгебраических дробей.
Тема |
Основная цель |
Прямоугольная система координат на плоскости |
Уточнение и систематизация известных учащимся из курса математики 6 класса понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости; формирование представления о соответствии между точками на координатной плоскости и парами чисел (х; у). После рассмотрения системы координат все учащиеся должны научиться строить точку по её координатам и уметь находить координаты любой точки координатной плоскости с целочисленными координатами. |
Функция |
Введение понятия функции как зависимой переменной и знакомство учащихся с тремя способами задания функции (формулой, таблицей и графиком). Учащиеся должны получить представление о функции как о зависимой переменной. |
Функция у=кх и её график |
Знакомство учащихся с функцией у=кх, её графиком и способом его построения; выяснение расположения графика функции у=кх в зависимости от знака к; знакомство с прямой и обратной пропорциональными зависимостями. Учащиеся должны знать, что графиком функции является прямая, проходящая через начало координат, уметь строить график этой функции по двум точкам, должны иметь представление о прямой и обратной пропорциональных зависимостях. |
Линейная функция и её график |
Знакомство учащихся с понятием линейной функции, с её графиком и алгоритмом его построения по двум точкам, со взаимным расположением графиков функций у=кх и у=кх+в. . Все учащиеся должны знать определение линейной функции, уметь строить по двум точкам график функции у=кх+в при любых значениях к и в (к и в одновременно не равны нулю). |
Учебник «Алгебра 7» авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков
Данный учебник содержит теоретический материал, написанный доступно, на высоком научном уровне, органически связанный с системой упражнений. Предложенные авторами подходы к введению новых понятий и последовательное изложение теории с привлечением большого числа примеров позволят учителю эффективно организовать учебный процесс.
Познавательно о обучении:
Методики повышения скорости чтения
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор иссл ...
Использование экранных средств на занятиях
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано ...
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников
Как уже говорилось больше, ведущим видом деятельности для младших школьников является преподавание, потому следует находить способности повышения их энергичности в этом процессе, что станет содействовать не лишь улучшению свойства общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию функциона ...