Особенности развития речи младших дошкольников

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Особенности развития речи младших дошкольников

Страница 1

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном, сформированном виде является динамическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма, в результате его взаимодействия с окружающей средой

Для современного уровня научных знаний, основанных на диалектико-материалистическом подходе к явлениям, характерно понятие преемственности, взаимосвязи и взаимообусловленности развития всех явлений и функций.

Относительно онтогенеза речи эту мысль в основном развивали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, подчеркивая, что в развитии речи определенная стадия зависит от предшествующей, что развитие речи идет от диффузности к дифференцярованности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный этап – приходится на первый год жизни ребенка. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками.

Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий.

Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д.

Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества.

В этот период взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения.

От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

К началу четвертого года жизни словарь ребенка возрастает от 300 до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи, служебные слова, междометия. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться силой голоса, начинают следить за темпом своей речи.

Развитие словаря происходит за счет обогащения (количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнение содержанием слов, известных детям) и активизации словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе систематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В словарь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми практическими навыками группировки изучаемых объектов. Постепенно дети овладевают связной разговорной речью.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...

Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...

Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru