Виды и содержание педагогического анализа

Страница 1

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование.

Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании разработана Ю.А. Конаржевским. Она занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинается управленческий цикл и им же он заканчивается. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Анализ любого вопроса педагогического процесса представляет собой специфический вид поиска. Это поиск, разворачивающийся во времени, протекающий в строгой последовательности аналитических действий. Как и любой другой поиск, педагогический анализ предполагает движение к определенной цели. В общих чертах цель такой работы состоит в том, чтобы найти лучшее состояние для управляемого объекта и перевести его в это состояние. Вот почему целью педагогического анализа является обеспечение широты и глубины познавательной стороны управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса.

Цель достигается за счет решения следующих основных задач:

а) анализа состояния системы, ее подсистем и элементов (анализ качества преподавания знаний, уровня воспитанности и т.д. за определенные промежутки времени: день, неделю, месяц, четверть, полугодие и т.д.);

б) определения пути развития педагогического процесса в целом, а также за отдельный период;

в) изучения путей достижения конкретных результатов работы школы, ее подразделений, классов, отдельных учителей и учеников в течение годичного цикла;

г) выявления на основе решения указанных задач основных факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, степени этого влияния;

д) определения причин несогласованности в деятельности подразделений школы, а также между звеньями учебно-воспитательного процесса и выработки рекомендаций по сохранению сбалансированного состояния в управляемой системе;

е) анализа взаимодействия школы с окружающей ее внешней средой, определения мер по локализации или ликвидации негативных влияний с ее стороны на учебно-воспитательный процесс;

ж) выявления и обоснования внутренних педагогических резервов повышения качества преподавания, уровня знаний и воспитанности;

з) анализа передового педагогического опыта, выработки рекомендаций по его освоению;

и) постоянного анализа руководителями эффективности управления школой;

к) разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа.

Указанные основные задачи и составляют содержание функции педагогического анализа.

Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность. Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от объекта анализа (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

По объекту

педагогического анализа различаются следующие его виды: а) анализ работы школы в целом; б) анализ работы отдельных ее структурных линий (старшего, среднего, младших звеньев, параллелей и т.д.); в) анализ работы класса, группы, учителя и т.д.

По субъектупедагогического анализа можно выделить: а) административный (анализ проводимый директором, его заместителем по учебно-воспитательной работе, организатором по внеклассной и внешкольной работы); б) самоанализ; в) взаимоанализ; г) ученический; д) родительский.

По применяемой методике

: а) экспертный, б) тестовый, в) опросный, г) документальный.

По цели

: а) объективная оценка деятельности; б) подведение итогов работы, формулировка задач на будущее, аналитическое обеспечение планирования; в) ликвидация узких мест в учебно-воспитательном процессе; г) выявление определенных педагогических резервов; д) при помощи постоянного анализа данных внутришкольного контроля и оперативной информации, регулирование хода учебно-воспитательного процесса; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) определение качества знаний и уровня преподавания и воспитанности учащихся; з) определение эффективности управления.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уч ...

Проблема врождённых эмоций и чувств
Если исходить из биологического взгляда на эмоции, то очевидно выглядит врождённость эмоций, хотя бы в силу врождённости анатомо-физиологического аппарата выражения эмоций. Естественно, что исследователь поведения животных Реми Шовен, отказался сравнивать человека и животных в интеллектуальной сфер ...

Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Японии
В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных програм ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru