Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе » Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Страница 1

В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический.

Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных – безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква.

Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря – ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова.

Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка:

Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой.

Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.

В качестве примера словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе, предлагаю анализ урока русского языка в третьем классе, а так же отдельных упражнений, используемых в работе преподавателя и построенных на основе принципов, описанных в теоретической части работы.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».

Цели:

Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения.

Выработать умения и навыки по применению этого правила.

Развивать умения анализировать, делать обобщения и выводы.

Воспитывать внимание и интерес к языку.

Ход урока

Этап урока

Речь учителя (ответы детей)

Использование доски

Работа в тетради

I. Чистописание

Посмотрите на слова, выделите одно слово (задачам – т. к. оно не в начальной форме). Слово стирается с доски.

На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех существительных ед. ч. Напишите мягкий знак, чередуя его с выделенными буквами. - Что общего у всех выделенных букв?

1 строчка: рожь, мелочи, мышь, мыши, шалаши, воробьи;

2 строчка: вещь, задачам, ландыши, циркачи, печь, ковши.

ь ж ь ч ь ш ь щ

II. Словарь

Словарное слово спряталось в словах 1 строчки. Поставьте этот глагол в неопределенную форму. - Какие значения у этого слова? (осуществить вычисления; обдумав, придти к необходимости осуществить какие-либо шаги, действия, поступки) Вспомните, какое слово мы исключили на чистописании? (Задачам.) Составить предложение с этими словами по схеме.

Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение

Решишь, решить

Катя решила трудные задачи.

III. Формулирование темы урока

Из слов, записанных на доске выписать слова, стоящие в форме ед. ч., в столбик. – Что объединяет эти слова? (объявление темы урока). А в другой столбик запишем слова, которые я загадала:

– небольшое насекомоядное насекомое с иглами на теле. - мягкая часть печеного хлеба - суп со свеклой и другими овощами. - искусственный камень-брусок из обожженной глины, употребляемый для построек.

– Сравните два столбика. Что общего, чем отличаются? Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих.

Рожь еж Мышь мякиш Вещь борщ Печь кирпич

IV. Физминутка

Изобразите фразу:

Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.

V. Закрепление

Запишите под диктовку слова: луч, помощь, нож, ночь Объяснить правописание. В словах спряталось еще одно слово (Ложь). Подберите к нему антоним. К антониму однокоренное прилагательное, глагол.

Луч, помощь, нож, ночь.

Ложь – правда, правдивый, оправдать.

VI. Самостоятельная работа

А теперь мы проверим, насколько Вы поняли, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих. Слова, (См. стоящие во мн. числе, записать в форме ед. ч. Сравните с доской, если у Вас также, пользуясь кодом, разгадайте последнее слово.

Молодцы!

Код:

Из 1 слова – 1 буква;

Из 7 слова – 2 буква;

Из 3 слова – 3 буква;

Из 4 слова – 4 буква;

Из 5 слова – 4 буква;

Из 6 слова – 1 буква;

Из 2 слова – 2 буква;

Мелочь, мышь, шалаш, воробей, ландыш, циркач, ковш.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали? Что запомнилось?

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов
Занятия были проведены в средней и старшей группах дошкольного учреждения. Список детей средней группы: Никитин Влад; Берестень Оля; Петрушина Лиза; Макаров Иван; Падалец Женя; В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Сказка, предложенная для драмати ...

Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Результаты изучения самостоятельности младших школьников
Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений. В ходе наблюдений были получены следую ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru