Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе » Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Страница 1

В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический.

Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных – безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква.

Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря – ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова.

Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка:

Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой.

Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.

В качестве примера словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе, предлагаю анализ урока русского языка в третьем классе, а так же отдельных упражнений, используемых в работе преподавателя и построенных на основе принципов, описанных в теоретической части работы.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».

Цели:

Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения.

Выработать умения и навыки по применению этого правила.

Развивать умения анализировать, делать обобщения и выводы.

Воспитывать внимание и интерес к языку.

Ход урока

Этап урока

Речь учителя (ответы детей)

Использование доски

Работа в тетради

I. Чистописание

Посмотрите на слова, выделите одно слово (задачам – т. к. оно не в начальной форме). Слово стирается с доски.

На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех существительных ед. ч. Напишите мягкий знак, чередуя его с выделенными буквами. - Что общего у всех выделенных букв?

1 строчка: рожь, мелочи, мышь, мыши, шалаши, воробьи;

2 строчка: вещь, задачам, ландыши, циркачи, печь, ковши.

ь ж ь ч ь ш ь щ

II. Словарь

Словарное слово спряталось в словах 1 строчки. Поставьте этот глагол в неопределенную форму. - Какие значения у этого слова? (осуществить вычисления; обдумав, придти к необходимости осуществить какие-либо шаги, действия, поступки) Вспомните, какое слово мы исключили на чистописании? (Задачам.) Составить предложение с этими словами по схеме.

Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение

Решишь, решить

Катя решила трудные задачи.

III. Формулирование темы урока

Из слов, записанных на доске выписать слова, стоящие в форме ед. ч., в столбик. – Что объединяет эти слова? (объявление темы урока). А в другой столбик запишем слова, которые я загадала:

– небольшое насекомоядное насекомое с иглами на теле. - мягкая часть печеного хлеба - суп со свеклой и другими овощами. - искусственный камень-брусок из обожженной глины, употребляемый для построек.

– Сравните два столбика. Что общего, чем отличаются? Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих.

Рожь еж Мышь мякиш Вещь борщ Печь кирпич

IV. Физминутка

Изобразите фразу:

Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.

V. Закрепление

Запишите под диктовку слова: луч, помощь, нож, ночь Объяснить правописание. В словах спряталось еще одно слово (Ложь). Подберите к нему антоним. К антониму однокоренное прилагательное, глагол.

Луч, помощь, нож, ночь.

Ложь – правда, правдивый, оправдать.

VI. Самостоятельная работа

А теперь мы проверим, насколько Вы поняли, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих. Слова, (См. стоящие во мн. числе, записать в форме ед. ч. Сравните с доской, если у Вас также, пользуясь кодом, разгадайте последнее слово.

Молодцы!

Код:

Из 1 слова – 1 буква;

Из 7 слова – 2 буква;

Из 3 слова – 3 буква;

Из 4 слова – 4 буква;

Из 5 слова – 4 буква;

Из 6 слова – 1 буква;

Из 2 слова – 2 буква;

Мелочь, мышь, шалаш, воробей, ландыш, циркач, ковш.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали? Что запомнилось?

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Методики повышения скорости чтения
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор иссл ...

Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...

Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru