3) Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Часто учитель, стремясь достичь дидактической цели урока, не использует воспитательные возможности учебного материала и не применяет приемов воспитательного воздействия на учащихся.
4) Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока. Анализирующий рассматривает совокупность приемов и методов деятельности учителя и учащихся только на этапе формирования понятий и способов действия.
5) Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока наглядными пособиями, эффективности использования ТСО на уроке, ведения учителями документации, рациональности использования времени урока, выполнения санитарно-гигиенического режима урока и т.д.
Кроме сказанного, есть еще и этико-эстетический аспект анализа урока. Он должен находить отражение при любом типе и виде анализа.
К наблюдению урока и его анализу нужно подходить со следующих позиций. Прежде всего, нельзя рассматривать урок как нечто изолированное, самостоятельное или законченное. Каждый урок является логически необходимым звеном в системе уроков по данной теме. Именно поэтому посещающему еще до урока нужно узнать, какое место данный урок занимает в изучаемой теме, понять его воспитательную, образовательную, развивающую и другие функции. Подготовка к посещению урока, как правило, начинается с просмотра учебной программы, классного журнала, тематического и поурочного планов учителя.
Теоретическое обобщение опыта анализа урока дает основание для построения обобщенной схемы анализа, которая может варьироваться в зависимости от того, кто анализирует, с какой целью, какой и чей урок.
В отличие от традиционной схемы анализ современного урока целесообразно проводить в соответствии с типологией по основным дидактическим категориям и структурным элементам.
1) Задача анализа по дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить:
соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к учебно-воспитательному процессу;
соответствует ли его ход и результаты требованиям к уроку и программе, общей дидактической цели;
решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся;
какой была структура урока в целом и какова последовательность элементов внешней и внутренней подструктур;
соответствовало ли сочетание методов обучения, применение наглядности и ТСО дидактическим задачам урока, обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, единство обучения и воспитания;
чем характерны дифференциация и индивидуализация на данном уроке, в чем суть связи с жизнью.
2) Анализ урока по структурным элементам определяет:
качество актуализации, насколько успешно выполнялись самостоятельные работы, какие понятия углубили учащиеся, какие навыки активизировали, какой объем прежних знаний повторили; имелись ли условия для развития речи (полнота и логичность ответов, объем воспроизводимого материала, содержательность вопросов учащихся к учителю) и была ли активная работа памяти и мышления учащихся и т.д.;
формирование новых понятий и способов действия: достаточно ли время на самостоятельную работу учащихся; все ли понятия получили полное освещение в объяснении учителя; была ли связь нового с ранее изученным; кто из учащихся и насколько продвинулся вперед, кто слабо усвоил материал и нуждается в помощи на следующем уроке; какие понятия и способы действия учащиеся получили в готовом виде (в виде образца) и какие раскрыли самостоятельно и т.д.;
применение – формирование умений и навыков: качество самостоятельных работ учащихся; какие умения и навыки более всего применялись; какие и у кого имелись успехи, неудачи, ошибки; готовы ли учащиеся к выполнению домашних заданий и т.д.;
какие элементы урока имели наибольшее воспитывающее влияние на учащихся, что следует усилить на следующем уроке, какой дополнительный фактический материал следует привлечь путем установления межцикловых и межпредметных связей и т.д.
Далее учитель уточняет, какие были недостатки в организации урока, его начале, ходе и завершении, какие возможности упущены, и делает методические и дидактические выводы.
Примерно по такой схеме может проанализировать урок как сам учитель, так и посетивший занятия директор или его заместитель.
Качество и эффективность урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом. Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.
Познавательно о обучении:
Экспериментальное исследование
механизмов педагогической деятельности
В качестве методики исследования мы выбрали опросник "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты "Я" и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу "верно-неверно". Измеряются восемь ...
Приемы стимулирования учебной деятельности
младших школьников
Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие. 1. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельства ...
Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. На смену авторитета родительской власти прих ...