Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства

Новая педагогика » Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителей » Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства

Страница 3

3) Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Часто учитель, стремясь достичь дидактической цели урока, не использует воспитательные возможности учебного материала и не применяет приемов воспитательного воздействия на учащихся.

4) Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока. Анализирующий рассматривает совокупность приемов и методов деятельности учителя и учащихся только на этапе формирования понятий и способов действия.

5) Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока наглядными пособиями, эффективности использования ТСО на уроке, ведения учителями документации, рациональности использования времени урока, выполнения санитарно-гигиенического режима урока и т.д.

Кроме сказанного, есть еще и этико-эстетический аспект анализа урока. Он должен находить отражение при любом типе и виде анализа.

К наблюдению урока и его анализу нужно подходить со следующих позиций. Прежде всего, нельзя рассматривать урок как нечто изолированное, самостоятельное или законченное. Каждый урок является логически необходимым звеном в системе уроков по данной теме. Именно поэтому посещающему еще до урока нужно узнать, какое место данный урок занимает в изучаемой теме, понять его воспитательную, образовательную, развивающую и другие функции. Подготовка к посещению урока, как правило, начинается с просмотра учебной программы, классного журнала, тематического и поурочного планов учителя.

Теоретическое обобщение опыта анализа урока дает основание для построения обобщенной схемы анализа, которая может варьироваться в зависимости от того, кто анализирует, с какой целью, какой и чей урок.

В отличие от традиционной схемы анализ современного урока целесообразно проводить в соответствии с типологией по основным дидактическим категориям и структурным элементам.

1) Задача анализа по дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить:

соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к учебно-воспитательному процессу;

соответствует ли его ход и результаты требованиям к уроку и программе, общей дидактической цели;

решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся;

какой была структура урока в целом и какова последовательность элементов внешней и внутренней подструктур;

соответствовало ли сочетание методов обучения, применение наглядности и ТСО дидактическим задачам урока, обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, единство обучения и воспитания;

чем характерны дифференциация и индивидуализация на данном уроке, в чем суть связи с жизнью.

2) Анализ урока по структурным элементам определяет:

качество актуализации, насколько успешно выполнялись самостоятельные работы, какие понятия углубили учащиеся, какие навыки активизировали, какой объем прежних знаний повторили; имелись ли условия для развития речи (полнота и логичность ответов, объем воспроизводимого материала, содержательность вопросов учащихся к учителю) и была ли активная работа памяти и мышления учащихся и т.д.;

формирование новых понятий и способов действия: достаточно ли время на самостоятельную работу учащихся; все ли понятия получили полное освещение в объяснении учителя; была ли связь нового с ранее изученным; кто из учащихся и насколько продвинулся вперед, кто слабо усвоил материал и нуждается в помощи на следующем уроке; какие понятия и способы действия учащиеся получили в готовом виде (в виде образца) и какие раскрыли самостоятельно и т.д.;

применение – формирование умений и навыков: качество самостоятельных работ учащихся; какие умения и навыки более всего применялись; какие и у кого имелись успехи, неудачи, ошибки; готовы ли учащиеся к выполнению домашних заданий и т.д.;

какие элементы урока имели наибольшее воспитывающее влияние на учащихся, что следует усилить на следующем уроке, какой дополнительный фактический материал следует привлечь путем установления межцикловых и межпредметных связей и т.д.

Далее учитель уточняет, какие были недостатки в организации урока, его начале, ходе и завершении, какие возможности упущены, и делает методические и дидактические выводы.

Примерно по такой схеме может проанализировать урок как сам учитель, так и посетивший занятия директор или его заместитель.

Качество и эффективность урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом. Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Портретный жанр в советской живописи
В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в з ...

Методы психологической диагностики школьников
В процессе обучения большое значение имеет выра­ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru