Общая характеристика внеучебной деятельности

Страница 1

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Для того чтобы выполнить эти задачи, внеучебное мероприятие должно быть осуществлено не «для галочки», что еще имеет место в практике школы. Оно должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя, воспитателя) с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных учащихся, так и жизнедеятельность детского коллектива.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль учителя (классного руководителя, воспитателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеучебной деятельности.

При организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования. Психологическая структура деятельности состоит из следующих основных элементов: цели – результата, на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего школьника осуществлять эту деятельность; способ – с помощью которого внеучебная деятельность осуществляется; результат.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.)

Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия «НОТ школьника», «Учись учиться» и др.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа — «Культура общения», тёлемост, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.

Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, «В мире профессий», «Как выбирать профессию?», экскурсии на производство, игра-конкурс «Чья профессия лучше?» и др.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Яким ...

Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru