Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет » Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Страница 1

Формирование грамматически правильной речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи.

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

I. Проверка детской речи и предотвращение ошибок. Прежде всего, воспитатель должен знать, какие ошибки характерны для детей определенной группы, как часто они употребляются в их речи.

Для этого дважды на год в сентябре-октябре и мае проверяют речь каждого ребенка, обращая внимание на:

1. Особенности построения предложений: какие предложения преобладают в речи детей, какой порядок слов в предложении;

2. Употребление рода и числа существительных, согласование с другими частями речи;

3. Употребление глагольных форм;

4. Согласование числительных с существительными;

5. Ошибки в употреблении других частей речи;

6. Грамматические ошибки;

Результаты проверки записываются в специальную тетрадь.

Воспитатель должен иметь специальный материал для проверки детской речи, а также определять приемы и методы, которые дали бы возможность как можно шире определить особенности грамматического строя речи детей. Например:

Рассказ по сюжетным картинкам. Содержание картинок должно быть таким, чтоб ребенок мог по нему складывать предложения разной сложности: из двух слов, из трех слов, предложения из многих слов, сложные предложения.

Чтение небольших повестей и беседа по их содержанию. Воспитатель читает повесть и ставит ребенку 2-3 вопроса.

Индивидуальные беседы (по ранее намеченному плану) и разговоры воспитателя с детьми.

Дидактические игры с картинками и игрушками типа «Чего не стало». Они дают возможность проверить склонение существительных, употребление предлогов.

Специально подобранные дидактические упражнения. Речь проверяют отдельно у каждого ребенка в утренние часы, после дневного сна и во время прогулки. Если кто-то из детей неправильно выговаривал какое-то слово, то эта ошибка появится и у других детей. Поэтому воспитатель должен планировать свою работу так, чтобы предотвратить возможные ошибки.

II. Исправление ошибок. Исправление ошибок и предотвращение их неразрывно связаны между собой, поскольку исправить ошибку у одного ребенка означает предотвратить ее у других. Постоянное исправление ошибок помогает детям усвоить грамматические нормы. Нередко воспитатели лишний раз акцентируют внимание детей на сделанную им ошибку («Ты снова говоришь неправильно: вот, я встал, вот, я оделся, вот, я пришел в детский сад…») вместо того, чтобы один раз сказать:»Сережа, ты сегодня опять много раз повторил слово вот, нужно следить за своей речью». Исправляя целое предложение, не нужно повторять его неправильное формулирование. Чтобы научить ребенка правильно строить предложения или выговаривать определенное слово, воспитатель должен дать образец этого слова или предложения.

Когда ребенок что-то рассказывает, пересказывает рассказ или сказку, нельзя нарушать последовательность его мысли исправлениями. Воспитатель или параллельно повторяет слово в правильной грамматической форме, или после занятия, проводя беседу с ребенком, исправляет ошибку.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Понятие мышления
Познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося важным компонентом в структуре познавательной деятельности. Благодаря мышлению человек познаёт предметы и те явления, признаки, свойства которые нельзя воспринять непосредственно. Мыслительная деятельность позволяет установит ...

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важно ...

Проблемно-поисковый урок русского языка
Проблема: бедность, невыразительность речи учащихся, низкая грамотность. Концептуальная цель изучения русского языка (согласно рабочей программе по предмету): постижение богатства и значимости русского языка, формирование речевой культуры, повышение уровня грамотности. Тема: Глагол и его употреблен ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru