Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет » Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Страница 2

Для исправления ошибок используют такие приемы, как образец грамматически правильной речи, объяснение, вопросы, поручения, одобрения.

Образец грамматически правильной речи воспитателя является одним из основных приемов обучения. Его используют и на занятиях и в повседневной жизни.

Поручение словесного характера используют для того, чтобы научить детей правильно строить предложения. Например, воспитатель поручает ребенку пойти к няне и попросить у нее лейку. «Ваня, сходи к Ирине Васильевне и скажи: «Дайте, пожалуйста, мне лейку, которой мы вчера поливали.» ребенок должен повторить предложение перед тем, как выполнить поручение. Воспитатель, зная особенности речи детей своей группы, заранее планирует, кому какие поручения давать.

Можно составить рассказ со словом, в котором попадается ошибка. Например, ребенок изменял слово радио. Воспитатель составляет для него рассказ с этим словом. Потом дает поручение; «Катя, теперь ты расскажи про радио Вере». Ребенок рассказывает, воспитатель контролирует.

Полезный также прием одобрения правильного ответа детей, сопоставление правильного и неправильного. Например, воспитатель говорит: «Петя все время употребляет ненужное слово «значит», а Оля правильно разговаривает. Послушайте, дети, кто лучше говорит?» дети отвечают. «Ты, Петя, обязательно пытайся в следующий раз правильно рассказывать, не употребляя слово «значит». Этим приемом воспитатель привлекает внимание детей к слову, воспитывает желание говорить правильно, приучает их контролировать речь.

Вопросы воспитателя как прием обучения дошкольников используют во всех возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Этому приему большое внимание уделял К.Д. Ушинский, уточняя, что сначала вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них были как можно легче… С развитием детей изменяются и сами вопросы – изменяются так, чтобы ответы на них были все сложнее; сначала отдельные слова, затем небольшие предложения.

Е.И. Тихеева также отмечала, что умение ставить вопрос – дело нелегкое. Формируя грамматически правильную речь детей в младшем дошкольном возрасте, воспитатель должен удачно подбирать вопросы, склонять детей к полным ответам.

Вопросы делятся на две группы

↓ ↓

основные дополнительные

К основной группе принадлежат:

а) вопросы, которые требуют простой констатации, названия, описи известного материала (кто? что? как? какой?). Они помогают ребенку вспомнить увиденное, пережитое и требуют от него своеобразного построения ответа – однословных, двухсловных или многословных простых распространенных предложений;

б) вопросы, которые требуют установления причинных связей, умозаключений, обобщений (почему? для чего? из-за чего?), а значит, сложные ответы – построения сложноподчиненных предложений. Работая с детьми, воспитатель должна использовать обе группы вопросов.

Дополнительные вопросы делятся на наводящие и подсказывающие, что приобретают важного значения в обучении детей правильного построения предложения, особенно тогда, когда дети дают однословные ответы.

Каждый вопрос воспитателя должен быть продуманным. Он не должен предвидеть ответы «да» или «нет», чтоб дети не приучались отвечать одним словом. Следует совсем избегать на занятиях вопросов типа «Вам понравилась сказка?», потому что они не дают возможности детям высказывать свое мнение о повести или сказке.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

План-конспект уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Аппликация «Полярная ночь» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: познакомить с таким природным явлением, как северное сеяние, учить приёмам сгибания и складывания бумаги; учить выполнять аппликацию из цветной ...

Дифференцированная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся на уроках - зачетах
Изменение подходов к контролю совершенно естественно влечет за собой мысль о целесообразности изменения системы оценивания. Дело в том, что достижение учеником уровня обязательной подготовки неизбежно может быть оценено только по двухбалльной шкале. Поэтому естественно для достигших учеником уровня ...

Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанн ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru