Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет » Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Страница 2

Для исправления ошибок используют такие приемы, как образец грамматически правильной речи, объяснение, вопросы, поручения, одобрения.

Образец грамматически правильной речи воспитателя является одним из основных приемов обучения. Его используют и на занятиях и в повседневной жизни.

Поручение словесного характера используют для того, чтобы научить детей правильно строить предложения. Например, воспитатель поручает ребенку пойти к няне и попросить у нее лейку. «Ваня, сходи к Ирине Васильевне и скажи: «Дайте, пожалуйста, мне лейку, которой мы вчера поливали.» ребенок должен повторить предложение перед тем, как выполнить поручение. Воспитатель, зная особенности речи детей своей группы, заранее планирует, кому какие поручения давать.

Можно составить рассказ со словом, в котором попадается ошибка. Например, ребенок изменял слово радио. Воспитатель составляет для него рассказ с этим словом. Потом дает поручение; «Катя, теперь ты расскажи про радио Вере». Ребенок рассказывает, воспитатель контролирует.

Полезный также прием одобрения правильного ответа детей, сопоставление правильного и неправильного. Например, воспитатель говорит: «Петя все время употребляет ненужное слово «значит», а Оля правильно разговаривает. Послушайте, дети, кто лучше говорит?» дети отвечают. «Ты, Петя, обязательно пытайся в следующий раз правильно рассказывать, не употребляя слово «значит». Этим приемом воспитатель привлекает внимание детей к слову, воспитывает желание говорить правильно, приучает их контролировать речь.

Вопросы воспитателя как прием обучения дошкольников используют во всех возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Этому приему большое внимание уделял К.Д. Ушинский, уточняя, что сначала вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них были как можно легче… С развитием детей изменяются и сами вопросы – изменяются так, чтобы ответы на них были все сложнее; сначала отдельные слова, затем небольшие предложения.

Е.И. Тихеева также отмечала, что умение ставить вопрос – дело нелегкое. Формируя грамматически правильную речь детей в младшем дошкольном возрасте, воспитатель должен удачно подбирать вопросы, склонять детей к полным ответам.

Вопросы делятся на две группы

↓ ↓

основные дополнительные

К основной группе принадлежат:

а) вопросы, которые требуют простой констатации, названия, описи известного материала (кто? что? как? какой?). Они помогают ребенку вспомнить увиденное, пережитое и требуют от него своеобразного построения ответа – однословных, двухсловных или многословных простых распространенных предложений;

б) вопросы, которые требуют установления причинных связей, умозаключений, обобщений (почему? для чего? из-за чего?), а значит, сложные ответы – построения сложноподчиненных предложений. Работая с детьми, воспитатель должна использовать обе группы вопросов.

Дополнительные вопросы делятся на наводящие и подсказывающие, что приобретают важного значения в обучении детей правильного построения предложения, особенно тогда, когда дети дают однословные ответы.

Каждый вопрос воспитателя должен быть продуманным. Он не должен предвидеть ответы «да» или «нет», чтоб дети не приучались отвечать одним словом. Следует совсем избегать на занятиях вопросов типа «Вам понравилась сказка?», потому что они не дают возможности детям высказывать свое мнение о повести или сказке.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования художественной деятельности. С целью исследования творческого мышления в экспериментальной группе применялся цикл занятий с использованием нетрадиционных методов рисования. Рис.1. Показатели художественной творческой деятельности в экспериментальной группе. Констатирующий эт ...

Педагогическая инновация - как научная категория
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают обще ...

Научно–теоретические основы билингвального обучения детей
Феномен билингвизма (двуязычия) является предметом пристального внимания многих исследователей. Последнее объясняется не только многоаспектностью проблемы билингвизма, но и его судьбой, зависящей во многом от языковой политики, которая, к сожалению, не всегда учитывает характер взаимодействия культ ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru