Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

Новая педагогика » Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

Страница 1

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Поэтому педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе является начальным и очень важным этапом в данном опыте. При проведении группового обследования была выявлена еще одна проблема - научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые коммуникативные умения и навыки.

Противоречия:

между уровнем дошкольной подготовки и успешностью дальнейшего обучения.

между ведущей деятельностью дошкольника (игрой) и учебной деятельностью первоклассника, где игра занимает уже не главное место.

между потребностями ребенка в общении и развитием коммуникативных способностей личности.

Ведущая педагогическая идея опыта. Важно, что повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся способствует не просто введение педагогической диагностики, а организация именно системы заданий, связанных с преподаванием и воспитанием в целом. Лишь в условиях, когда работа проводится систематически, у детей вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике. Я считаю, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать обучение и воспитание так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый тянулся к уровню среднего, средний - к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

Научная основа опыта. Диагностика в широком смысле слова - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика - это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:

– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

– это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Фотоприемники на основе внешнего фотоэффекта
К фотоприемникам на основе внешнего фотоэффекта относятся вакуумные приборы: фотоэлементы (ФЭ) и фотоэлектронные умножители (ФЭУ). Спектральный диапазон вакуумных ФП зависит от материала фотокатода. Наиболее широко распространены приборы с сурьмяно-цезиевыми мультищелочными и серебряно-кислородно-ц ...

Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ
Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения. Наиболее общеупотреби ...

Виды и содержание педагогического анализа
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование. Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленн ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru