Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

Новая педагогика » Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование

Страница 1

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Поэтому педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе является начальным и очень важным этапом в данном опыте. При проведении группового обследования была выявлена еще одна проблема - научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые коммуникативные умения и навыки.

Противоречия:

между уровнем дошкольной подготовки и успешностью дальнейшего обучения.

между ведущей деятельностью дошкольника (игрой) и учебной деятельностью первоклассника, где игра занимает уже не главное место.

между потребностями ребенка в общении и развитием коммуникативных способностей личности.

Ведущая педагогическая идея опыта. Важно, что повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся способствует не просто введение педагогической диагностики, а организация именно системы заданий, связанных с преподаванием и воспитанием в целом. Лишь в условиях, когда работа проводится систематически, у детей вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике. Я считаю, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать обучение и воспитание так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый тянулся к уровню среднего, средний - к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

Научная основа опыта. Диагностика в широком смысле слова - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика - это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:

– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

– это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...

Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
Система занятий по изобразительной деятельности начинается с занятия, целью которого является отбор одаренных ребят из всей группы детей. Занятие №1 "Как пройти в город художников" Цель занятия: для воспитателя – познакомиться с художественными возможностями детей, их интересами, способно ...

Состояние проблемы развития речи детей
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития, речи внесли: К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н.Гвоздев, А.П.Усова, О.И.Соловьева и многие другие. Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в XVII веке сказал о пользе ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru