Системность, оптимальность выбора форм и методов работы
В своей работе я использую разные виды педагогической диагностики: полная, промежуточная, частичная, предварительная (вводная), итоговая (конечная).
К вводному или входному виду диагностического анализа отношение моих коллег и родителей неоднозначное. Многие считают, что дети должны сначала повторить материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.
Целями промежуточной - оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. А целями итоговой - выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности.
Использую следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование, но универсальным методом педагогического контроля оно не может быть, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов.
Диагностика готовности к школе
Цель - развитие личности ученика посредством использования в учебно-воспитательном процессе элементов педагогического диагностирования
Задачи - лучше узнать каждого ребенка, оценить его возможности, помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, заложенные способности, определить его уровень готовности к занятиям и тем самым определить “зону его ближайшего развития”, и в соответствии с этим строить учебно-воспитательный процесс.
Педагогическая диагностика готовности к обучению в школе включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах. Второй этап - индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.
Ценность группового (фронтального) обследования (Приложение №1) не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет наблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке — в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.
Индивидуальное обследование проводится после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомится с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования.
При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:
Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
Познавательно о обучении:
Методические рекомендации по использованию видеоматериалов на уроках
английского языка
Мы считаем возможным дать несколько методических рекомендаций для использования видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития навыков говорения: Использование видеоматериалов на уроке английского языка должно быть уместным к теме урока для лучшего запоминания учащимися тем, предусмот ...
Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые
окончания имён прилагательных»
Формирование понятия об имени прилагательном начинается с повторения знаний учащихся о признаках предмета. Для этого учащиеся под руководством учителя устанавливают, что каждый предмет имеет не один, а несколько признаков, что признаки характеризуют предметы с разных сторон, что один и тот же призн ...
Болонский процесс в высшей школе
Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования: Первая ...