Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся

Страница 4

Примерные темы проектов: «Берёза - символ России» - основой этого коллективного проекта является изучение темы «Родная природа в произведениях русской литературы»; возможна разработка индивидуальных проектов, например по русскому языку – «Имя прилагательное» и т.п.

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.

Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам. Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём.

«Кассы моих успехов и моих ошибок»

В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др. Например, государство - звездочка

Зачет по принципу «вертушки».

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить).

«Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

Кредит доверия.

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

«Учебное портфолио»

Основная идея портфолио – научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя».

Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:

обязательные: промежуточные и итоговые письменные проверочные работы;

поисковые: результаты экспериментальной, проектной работы (как индивидуальной, так и в малых группах), самостоятельное исследование отдельных предметных проблем;

ситуативные: применение изученного материала в практических ситуациях;

описательные: например, написание сочинений, эссе, письменных комментариев к отдельным работам;

внешние: отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...

Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...

Конспекты фрагментов уроков с применением видеоматериалов
Во время нашей преддипломной практики было проведено 14 уроков в 6 «Б» классе и 13 уроков в 7 «А» классе с применением видеоматериалов, но в данном разделе выпускной квалификационной работы мы рассмотрим наиболее яркие, значимые и результативные. Поскольку у учащихся обоих классов был достаточно не ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru