Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

Новая педагогика » Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента стимулирования. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие стимулы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Психолого-педагогическое изучение стимулирования и его формирование - это две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение процесса стимулирования - это выявление реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Формирование стимулов и мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать процесс стимулирования ученика учитель вполне может и сам посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Объект исследования – процесс стимулирования учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования - пути формирования стимулов в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Цель – изучить и описать оптимальные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности младших школьников.

В связи с этой целью были поставлены следующие задачи:

изучить теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования;

рассмотреть методики формирования стимулов учащихся;

обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы;

Гипотеза исследования состоит в том, что, если содержание обучения опирается на процесс стимулирования учебно-познавательной деятельности младших школьников, то оно способствует появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Методы исследования, используемые в работе:

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.

Наблюдение

Подготовка и проведение занятия по стимулированию учебно-познавательной активности младших школьников.

Познавательно о обучении:

Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии
Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные. П ...

Наблюдение за объектами живой природы
В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онто ...

Анализ и интерпретация результатов диагностики
Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста. Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения». ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru