Результаты изучения самостоятельности младших школьников

Страница 1

Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп.

Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений.

В ходе наблюдений были получены следующие результаты:

В контрольной группе незначительно повысился процент (4%) учащихся умеющих ставить самостоятельные цели и планировать деятельность по ее достижению. В экспериментальной группе этот показатель увеличился на 27%.

Осознанность выполняемого самостоятельного задания продемонстрировали 77 % учащихся экспериментальной группы, что на 32% выше по сравнению с первичными результатами наблюдений (Э1). Показатель данного критерия в контрольной группе увеличился на 3 %.

Увеличилось (22%) число детей эксп. группы, осуществляющих контроль результатов самостоятельной деятельности по достижению цели. Данный показатель в контрольной группе повысился на 4 %.

Число детей, прибегающих к помощи учителя в самостоятельной деятельности, в контрольной группе увеличилось (4%). Этот же показатель в экспериментальной группе снизился на 22%.

Данные повторного наблюдения представлены в диаграмме 2.3.1

Как видно из диаграммы, в экспериментальной группе повысилось число детей, проявляющих самостоятельность при выполнении учебных и внеурочных заданий. В контрольной же группе показатели самостоятельности школьников остались практически без изменений. Такие высокие результаты в экспериментальной группе объясняются тем, что учитель сознательно стимулировал самостоятельную деятельность школьников, целенаправленно и систематически формировал мотивационную и операционно - деятельностную готовность учащихся к ней.

Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

Особое значение для развития младших школьников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, закрепляет жизненно полезную личностную черту – самостоятельность.

Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.

Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.

Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.

В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «самостоятельность», которая рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Была изучена психологическая характеристика младшего школьника, что дало возможность определить особенности данного возраста, способствующие развитию самостоятельности.

Теоретический анализ исследований самостоятельности школьников позволил обозначить критерии самостоятельной деятельности детей. Показателями самостоятельности выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Наука в период независимости
Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная рыночная экономика просто не может развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности вое ...

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня познавательной активности младших школьников
Исследование начато в декабре 2014 года во втором классе " А " школы №61, занимающемся по системе Эльконина - Давыдова. Эта система основывается на ценности развития, потому разработка развивающего обучения подразумевает постановку и заключение детками учебных задач. А это означает, что г ...

Монологическая и диалогическая речь
Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы. Рассмотрим особенности обучения данным разновидностям устной речи подробнее. Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. 1. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru