Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Новая педагогика » Дифференцированный зачет как одна из форм определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся » Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Страница 1

С точки зрения внешней структуры организации процесса обучения, контроль - это часть процесса обучения. С точки зрения внутренней сущности контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой (иначе это соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Причем контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Итак, контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Целью проверки является определение не только уровня и качества обученности, но и объема учебного труда учащегося. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки). В свою очередь оценка фиксируется в виде отметки. Значимость оценки (констатация уровня обученности, стимулирование учения, положительная мотивация) требует поиска таких показателей, которые бы отражали все стороны учебной деятельности школьников. С этой точки зрения важен пересмотр действующей системы оценивания знаний и умений с целью повышение ее диагностической значимости и объективности.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по математике. Во-вторых, конкретизация основой цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Составными элементами контролирующей части (контроля) являются проверка, учет, оценка результата деятельности. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются в баллах, а качественные – в оценочных суждениях. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный балл, показатель. Например, оценочному суждению «отлично» – балл 5.

Если перечисленные выше цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции.

Функции контроля учебной деятельности учащихся: контролирующая, прогностическая, диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, ориентирующая. Знание и понимание дидактических функций контроля позволяет учителю грамотно с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать поставленной цели.

Контролирующая функция.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемые с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют и материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Диагностическая функция.

Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru