В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. На смену традиционному (предметно-ориентированному) обучению приходит развивающее (личностно-ориентированное) обучение.
В законе об Образовании Российской Федерации (1992г., статья 14) в числе первых требований названо обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Поэтому главная цель обучения сегодня – это развитие личности ученика с учетом его потенциальных возможностей.
Математика, как наука, как школьный предмет занимает одно из ведущих положений в ряду базисных направлений в развитии личности ученика.
Цели обучения математике в образовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
В развивающем обучении ученик выступает полноправным субъектом совместнораспределенной деятельности учителя и ученика.
В традиционном обучении учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика, где ученик является объектом обучения. Преимущественно информация дается ученикам в готовом виде (репродуктивный метод обучения) и главная цель в предметно-ориентированном обучении – усвоение определенного количества знаний и умение применять их для решения конкретных задач.
В связи со сменой образовательной парадигмы и целей обучения меняются и обновляются все другие компоненты учебного процесса: содержание образование, принципы обучения, методы обучения, средства обучения, формы организации обучения.
В частности, реформирование образования не может не затронуть и систему контроля. Это означает, что на сегодняшний день есть потребность в совершенствовании традиционных и в создании новых форм контроля, с учетом современных требований, одним из которых является дифференциация обучения.
Именно поэтому, тема данной работы «Дифференцированный зачет как одна из форм определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся».
Таким образом, объектом исследования является процесс организации контроля знаний и умений учащихся.
Предметом исследования - дифференцированный зачет как форма организации контроля знаний, умений и уровня развития учащихся.
Целью работы является исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения дифференцированного зачета для контроля знаний, умений и развития, учащихся на уроках математики.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Систематизировать собственные знания и представления о функциях, принципах, типах, видах контроля.
Выделить недостатки традиционных форм организации контроля и основные особенности современных подходов к контролю.
Изучить научно-методические публикации об исследованиях, связанных с дифференцированным подходом к организации контроля.
Изучить возможности использования зачёта для контроля знаний, умений и уровня развития учащихся.
Рассмотреть типологию зачетов.
Выявить особенности проведения дифференцированного зачета на уроках математики: выделить требования к подбору задач, рассмотреть систему оценивания, сформулировать общие рекомендации к организации дифференцированного зачета.
Работа состоит из трёх глав. В главе I рассматриваются психолого-педагогические особенности организации контроля на основе дифференцированного подхода к процессу обучения математике.
Глава II посвящена одной из форм организации контроля – зачёту. В этой главе рассматривается типология зачётов и особенности проведения дифференцированного зачёта, а именно требования к подбору задач, система оценивания, общие рекомендации к организации дифференцированного зачёта.
В III главе описывается методическая разработка дифференцированного зачёта для учащихся 7 класса по теме: «Алгебраические дроби». В данной главе представлена общая характеристика дифференцированного зачёта, содержание зачета, характеристика задач и дифференцированная система оценивания зачета по теме: «Алгебраические дроби».
Познавательно о обучении:
Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей
старшего дошкольного возраста
Работа по развитию памяти в каждой группе проводиться на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методы, которые используются во всех возрастных группах. К таким методам относятся дидактические игры. Они ...
Определение таких понятий, как "учебная деятельность",
"активизация учебной деятельности", особенности учебной деятельности
младших школьников
Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного ...
Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с ...