Проективная модель личностно-ориентированного обучения

Новая педагогика » Современные модели обучения » Проективная модель личностно-ориентированного обучения

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Тип психического развития учащихся, по Н.И. Алексееву, детерминирован направленностью обучения – инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном когнитивные способности личности, рассматриваемые как инструменты познания: память, внимание, мышление, самостоятельность и активность; во втором – развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, ее отношение к миру, деятельности, себе, ее позиция. Такой подход привел исследователя к различению субъектно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

Проектируя личностно-ориентированный образовательный процесс, учитель работает с содержанием обучения. Н.И. Алексеев выделил три группы предметов, которые условно обозначил как структурно-ориентированные (математика, физика, химия, биология), позиционно-ориентированные (история, родной, иностранный язык, право), смысло-ориентированные (литература, предметы искусства). Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск «нового» знания, вторых – стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих – персонализация, поиск смыслов (Я - в мире). Такая «личностная» классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию, адекватную как задачам личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения в их реализации.

Познавательно о обучении:

Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности
Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являют ...

Методические особенности изучения темы: «Линейная функция и её график»
Эта тема в курсе алгебры очень важная, т.к. понятие «функция» само по себе сложное, и, как показывает практика, далеко не все дети хорошо работают с графиками. Тема требует использования дополнительных дидактических средств, например, компьютерной техники или средств на печатной основе. Для повышен ...

Особенности лексико-семантического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является несформированнос ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru