Проективная модель личностно-ориентированного обучения

Новая педагогика » Современные модели обучения » Проективная модель личностно-ориентированного обучения

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Тип психического развития учащихся, по Н.И. Алексееву, детерминирован направленностью обучения – инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном когнитивные способности личности, рассматриваемые как инструменты познания: память, внимание, мышление, самостоятельность и активность; во втором – развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, ее отношение к миру, деятельности, себе, ее позиция. Такой подход привел исследователя к различению субъектно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

Проектируя личностно-ориентированный образовательный процесс, учитель работает с содержанием обучения. Н.И. Алексеев выделил три группы предметов, которые условно обозначил как структурно-ориентированные (математика, физика, химия, биология), позиционно-ориентированные (история, родной, иностранный язык, право), смысло-ориентированные (литература, предметы искусства). Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск «нового» знания, вторых – стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих – персонализация, поиск смыслов (Я - в мире). Такая «личностная» классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию, адекватную как задачам личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения в их реализации.

Познавательно о обучении:

Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...

Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники о ...

Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru