Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Новая педагогика » Дифференцированный зачет как одна из форм определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся » Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Страница 3

1) уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала;

2) установление конкретного содержания контроля.

В свою очередь, установление содержания контроля зависит от целей изучения данного учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств контроля знаний и умений учащихся.

Рассмотрим следующие из них:

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

Взаимный контроль.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, применяется весьма редко.

Самоконтроль.

На уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию приемов анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. Кроме того, при этом происходит также и формирование критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Важное внимание учителю следует уделить и проблеме воспитания у учащихся веры в свои способности. Нельзя отрицать тот факт, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один - прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах к указанию видов контроля. Например:

Если в процессе контроля основное внимание уделять деятельности контролируемого субъекта, то выделяются;

контроль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат);

пошаговый контроль (следим за выполнение отдельных операций, которые определяют то или иное действие);

контроль, связанный с установлением определенных параметров деятельности.

Очевидно с точки зрения обучающего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности.

По содержанию контроль может быть разбит на

предварительный;

текущий;

тематический;

итоговый.

Предварительный контроль необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Текущий контроль нужен для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. В тематическом контроле речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов, зачетов.

Основные формы контроля: фронтальный опрос, проверочные и самостоятельные работы, проверка домашних заданий, контрольные работы, зачеты, экзамены.

Формы контроля выделяются в соответствии с формами обучения:

массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную);

индивидуальной.

Формы контроля по способу предъявления, выполнения задания – это устный, письменный, машинный.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Замечание: Говоря о массовом контроле, используем этот термин условно: в том смысле, что контролем охвачен не один ученик. Естественно, задание каждый ученик выполняет индивидуально (иногда выполнение задания может быть поручено группе учащихся).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода
При изучении школьных учебных предметов, в частности химии, существенным является применение принципа историзма. Методологическое обоснование этого принципа в познании и обучении прослеживается во многих работах выдающихся педагогов и в трудах крупнейших ученых, создававших химическую науку. Первые ...

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкал ...

Новое экономическое образование 21 века
Реформы в России нуждаются в выработке и развитии нового экономического мышления, в качественном прорыве в уровне экономического образования. Все еще сказываются традиции советского периода, когда экономические исследования и дисциплины были оторваны от мировой науки, а сама экономическая теория ос ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru