Типологические и возрастные особенности развития личности

Страница 1

Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять множество вариаций творчества. Деревянные окна купить со стеклопакетом деревянные стеклопакеты в квартиру.

Кроме того, человеческий мозг обладает возможностями иррадиировать (распространять) раздражители, поступающие из различных рецепторных органов. Это создает условия для развития общих способностей. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами создают основу для развития специальных способностей. В свою очередь, общие способности позволяют учащимся получить широкое общее и политехническое образование, а специальные – профессиональную подготовку, овладеть музыкой, литературой, искусством и т.д.

Эффективность использования потенциальных возможностей учащихся зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности каждого ученика, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Каждый учитель должен хорошо знать, что фенологические особенности человека формируются под влиянием генотипа и внешних условий жизнедеятельности, совокупность которых и придает личности ученика индивидуальный характер.

Индивидуальные различия проявляются в особенностях слухового, зрительного, двигательного и других анализаторов, а также соответствующих им образований коры головного мозга, их пластичности или консервативности. Различия проявляются в общих типологических особенностях нервной системы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик): в различной силе нервных процессов (возбуждения, торможения): в разных соотношениях между первичной и вторичной сигнальной системами. Эти врожденные особенности являются функциональной основой различия задатков, проявляющихся в скорости и прочности образования, перестройки системы связей (ассоциаций), условных рефлексов, мыслительных операций и т.д. Все это имеет фундаментальное значение для мыслительной деятельности, формирования умений и навыков, воспитания необходимых черт личности учащегося.

В конечном счете, типологические особенности образуют целостную личность как саморегулирующий организм, определяющий индивидуальные черты. Отсюда происходит и разное отношение к отдельным предметам, к теоретическим и практическим занятиям.

В зависимости от индивидуальных особенностей одни ученики тяготеют к творческому решению учебно-познавательных задач, другие – к решению по шаблону. Индивидуальными чертами определяются интересы и потребности каждой личности и формированию на их основе духовного мира – мировоззрения и идеалов, с особыми переживаниями и чувствами.

Таким образом, можно утверждать, что среди учащихся нет похожих друг на друга. Но при всем различии у них есть много схожего – и в общечеловеческих данных, и в их развитии и воспитании. Это сходство предопределяется сенситивными периодами, т.е. биологической предрасположенностью к той или иной деятельности. Граница между сенситивными периодами характеризуется новообразованиями.

Например, ребенок начинает сидеть только после укрепления первоначальной костно-мышечной структуры организма, ходить начинает только с развитием нижних конечностей, жевать пищу – после появления зубов, говорить – развитием речевого аппарата, мыслить – при условии развития коры головного мозга. В последующем развитии время от времени появляются условия для выполнения тех или других видов труда, уровня спортивных достижений и интеллектуальной деятельности.

Половое созревание происходит тоже в определенное время и создает для самих подростков и воспитателей немало проблем во взаимоотношениях мальчиков и девочек. В определенный период наступает потребность в самовыражении и самовоспитании, вызванной необходимостью самоутверждения в коллективе.

Как видим, у всех детей, подростков и юношеского возраста много типичного. Эти типологические особенности отражают возрастные закономерности, которые в педагогической науке и школьной практике делятся на возрастные периоды.

Развитие ребенка и школьника подразделяется на ряд возрастных периодов:

1. Младенческий возраст – до 1 года.

2. Ранний возраст от 1 до 3 лет.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6,5 лет.

4. Младший школьный возраст – от 6,5 лет до 10(1- 4 классы).

5. Средний школьный возраст – от 10 до 15 лет (5- 9 классы).

6. Старший школьный возраст – от 15- 17 лет (10 – 11 классы).

Психологи рассматривают дошкольный возраст и младший школьный возраст как детский, средний – как подростковый и старший школьный – как юношеский.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Виды зачетов
Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т. д. можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводя ...

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Обзор научно-методической литературы по использованию игр
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как о ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru