Типологические и возрастные особенности развития личности

Страница 1

Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять множество вариаций творчества.

Кроме того, человеческий мозг обладает возможностями иррадиировать (распространять) раздражители, поступающие из различных рецепторных органов. Это создает условия для развития общих способностей. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами создают основу для развития специальных способностей. В свою очередь, общие способности позволяют учащимся получить широкое общее и политехническое образование, а специальные – профессиональную подготовку, овладеть музыкой, литературой, искусством и т.д.

Эффективность использования потенциальных возможностей учащихся зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности каждого ученика, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Каждый учитель должен хорошо знать, что фенологические особенности человека формируются под влиянием генотипа и внешних условий жизнедеятельности, совокупность которых и придает личности ученика индивидуальный характер.

Индивидуальные различия проявляются в особенностях слухового, зрительного, двигательного и других анализаторов, а также соответствующих им образований коры головного мозга, их пластичности или консервативности. Различия проявляются в общих типологических особенностях нервной системы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик): в различной силе нервных процессов (возбуждения, торможения): в разных соотношениях между первичной и вторичной сигнальной системами. Эти врожденные особенности являются функциональной основой различия задатков, проявляющихся в скорости и прочности образования, перестройки системы связей (ассоциаций), условных рефлексов, мыслительных операций и т.д. Все это имеет фундаментальное значение для мыслительной деятельности, формирования умений и навыков, воспитания необходимых черт личности учащегося.

В конечном счете, типологические особенности образуют целостную личность как саморегулирующий организм, определяющий индивидуальные черты. Отсюда происходит и разное отношение к отдельным предметам, к теоретическим и практическим занятиям.

В зависимости от индивидуальных особенностей одни ученики тяготеют к творческому решению учебно-познавательных задач, другие – к решению по шаблону. Индивидуальными чертами определяются интересы и потребности каждой личности и формированию на их основе духовного мира – мировоззрения и идеалов, с особыми переживаниями и чувствами.

Таким образом, можно утверждать, что среди учащихся нет похожих друг на друга. Но при всем различии у них есть много схожего – и в общечеловеческих данных, и в их развитии и воспитании. Это сходство предопределяется сенситивными периодами, т.е. биологической предрасположенностью к той или иной деятельности. Граница между сенситивными периодами характеризуется новообразованиями.

Например, ребенок начинает сидеть только после укрепления первоначальной костно-мышечной структуры организма, ходить начинает только с развитием нижних конечностей, жевать пищу – после появления зубов, говорить – развитием речевого аппарата, мыслить – при условии развития коры головного мозга. В последующем развитии время от времени появляются условия для выполнения тех или других видов труда, уровня спортивных достижений и интеллектуальной деятельности.

Половое созревание происходит тоже в определенное время и создает для самих подростков и воспитателей немало проблем во взаимоотношениях мальчиков и девочек. В определенный период наступает потребность в самовыражении и самовоспитании, вызванной необходимостью самоутверждения в коллективе.

Как видим, у всех детей, подростков и юношеского возраста много типичного. Эти типологические особенности отражают возрастные закономерности, которые в педагогической науке и школьной практике делятся на возрастные периоды.

Развитие ребенка и школьника подразделяется на ряд возрастных периодов:

1. Младенческий возраст – до 1 года.

2. Ранний возраст от 1 до 3 лет.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6,5 лет.

4. Младший школьный возраст – от 6,5 лет до 10(1- 4 классы).

5. Средний школьный возраст – от 10 до 15 лет (5- 9 классы).

6. Старший школьный возраст – от 15- 17 лет (10 – 11 классы).

Психологи рассматривают дошкольный возраст и младший школьный возраст как детский, средний – как подростковый и старший школьный – как юношеский.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны ), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), соц ...

Педагогический анализ урока
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и к ...

Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамм ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru