Система работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Новая педагогика » Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста » Система работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Страница 1

МДОУ №110 «Дубравушка» работает по программе «Сообщество».

В соответствии с требованиями программы, занятия проходят в форме утренних сборов.

На утренних сборах даются знания на основе задач из «программы воспитания ребенка-дошкольника».

Главное отличие программы «Сообщество», которое отличает ее от других программ – это особая организация предметно-развивающей среды. Все материалы и оборудование размещаются в нескольких специально организованных местах группового пространства, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. Эти места называются цекнтрами активности.

Центры активности содержат разнообразные материалы, которые дети могут использовать по своему усмотрению. Материалы тщательно отбираются воспитателем с тем, чтобы они стимулировали исследовательскую активность ребенка. Их раскладывают так, чтобы они были видны и доступны.

Использование центров активности в программе «Сообщество» базируется на том, что дети учатся в игре. Они учатся, действуя с разнообразными материалами, которые находятся в центрах активности:

- центр науки

- центр литературы

- центр искусства

- центр манипуляции

- центр сюжетно-ролевых игр

- центр строительства

- центр песка и воды

- центр кулинарии.

В связи с тем, что темой исследования является формирование начал экологической культуры в процессе познавательной деятельности, система работы будет основываться на проведении утренних сборов и проведении работы в центре в центре науки и центре песка и воды (эксперименты, игры-опыты, наблюдения, диагностические игры).

Месяц

Утренний сбор

Центр науки

Центр песка и воды

Ноябрь

1. Тема: Комнатные растения. (Рассматривание бальзамина).

Цель: Закреплять умение узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, листья, цветок).

Формировать представление о частях растения, как его существенных признаках путем сравнения с другими объектами наблюдения. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения.

2. Тема: Дикие животные.

Цель: Обогащать представления детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

3. Тема: Как дикие животные к зиме относятся?

Цель: Продолжать обогащать представления детей об образе жизни диких животных. Развивать любознательность. Активизировать детей театрализованной деятельностью.

1. Дидактическая игра «Цветет, растет и зреет».

Цель: Закреплять умение различать по внешнему виду овощи и фрукты, называть их соответствующим словом. Формировать элементарные представления об овощах, как огородных культурах и продуктах труда человека.

2. Игра-опыт «Как растения пьют воду».

Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

3. Наблюдение за рыбкой в аквариуме.

Цель: Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, хвост), отличительные признаки (чешуя). Закреплять знания о том, что для жизни рыбке нужна вода и пища. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

1. Игра-опыт «Дорожка из камешков».

Цель: Закреплять знание свойств камня: тяжелый, легкий, большой, маленький; стучит громко, тихо; камни твердые, прочные, могут быть разной формы, цвета. Подвести к пониманию того, что из камней можно строить постройки.

2. Игра-опыт «Маленькая капелька».

Цель: Закреплять знания свойств воды: теплая, холодная, чистая, прозрачная, грязная Подвести к пониманию того, что без воды не смогут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и водой.

Декабрь

1. Тема: Домашние животные.

Цель: Продолжать знакомить детей с классификацией домашние и дикие животные. Закрепить умение сравнивать, находить сходства и различия. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.

2. Тема: Ай, да береза.

Цель: Уточнить представление о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветки, листья), используя модели. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

1. Дидактическая игра «Угадай, где мы живем».

Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных: особенности строения, внешнего вида, повадки, места обитания. Закреплять знания обобщенных понятий «дикие животные», «домашние животные».

2. Наблюдения за живым объектом (кот).

Цель: Развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост). Учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: мясо, рыба, молоко. Способ питания: грызет зубами, лакает языком.

Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

1. Игра-опыт «Водичка-водичка».

Цель: Закреплять знания свойств воды. Развивать наблюдатель-ность, любознатель-ность.

2. Игра-опыт «Домик из песка и камней для черепашки Агашки».

Цель: Приобщать детей к экспериментированию; к рассуждениям по поводу результатов «опыта» до его проведения и после, уточняя и закрепляя знания детей. Закрепить знания детей о свойствах песка и камня.

Январь

1. Тема: Домашние птицы.

Цель: Закрепить представление детей о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком. Дать представление о том, чем отличаются домашние птицы друг от друга (курица, утка, гусь, петух: внешний вид, повадки).

2. Тема: Дикие птицы.

Цель: Закрепить представление об отличительных особенностях птиц. Дать представление о том, что дикие птицы живут на воле (в лесу, в поле), боятся человека. Закреплять представление о том, что зимой птиц надо подкармливать.

3. Тема: Как мы ухаживаем за комнатными растениями.

Цель: Формировать у детей представление о том, как и для чего нужно ухаживать за комнатными растениями.

Формировать у детей знание о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать умение соотносить результат с целью. Воспитывать желание помогать растениям.

1. Дидактическая игра «Круглый год».

Цель: Закреплять знание детей о временах года, замечать сезонные изменения в природе. Закреплять умение из серии картинок выбрать соответствующую данному времени года.

2. Дидактическая игра «Большие и маленькие».

Цель: Развивать умение узнавать и правильно называть домашних животных и их детенышей, диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц и их детенышей.

3. Дидактическая игра «Кто чем питается».

Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных. Закреплять знание о том, чем питаются животные. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя.

4. Посадка лука.

Цель: Закрепить знание о потребности растения в земле, воде, свете, тепле. Закрепить представление о последовательности трудового процесса.

1. Игра-опыт «Сравнение снега и льда».

Цель: Развивать умение сравнивать объекты неживой природы (сравнивать снег и лед – что общего и чем отличаются.) Закреплять представление о том, что лед – это замерзшая вода. Совершенствовать наглядно-образное мышление, способность к анализу.

2. Купание куклы Аленушки.

Цель: Закрепить знание о свойствах воды. Закрепить знание о роли воды в жизни людей. Формировать представление о возможностях получать нужные свойства по желанию (например, чтобы вода была теплая, нужно к горячей добавить холодную.).

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...

Особенности социализации детей – сирот
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...

Система требований, предъявляемых к качеству средств ИКТ для формирования геометрической компетентности
Эффективный инструмент оценки качества компьютерных учебных материалов необходим как разработчикам, так и конечным пользователям программных продуктов. На сегодняшний день необходима отработка механизма экспертной оценки (подготовка экспертов, организация экспертных советов и др.), позволяющая созд ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru