Характеристика модели обучения как дидактической категории

Новая педагогика » Современные модели обучения » Характеристика модели обучения как дидактической категории

Образование есть целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности. Выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика должна дать ответ на два наиболее важных вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

Модель обучения – это систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности ученика и преподавателя при осуществлении обучения.

Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если- формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ставится цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от модели догматического обучения, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился все выше. Сущность целостности проблемно-развивающего типа обучения - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и воспитанию личности.

Как видим, модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно-развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или адрагогической модели.

Познавательно о обучении:

История возникновения. Графический дизайн
Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Отношение «человек-вещь» есть одно из самых фундаментальных. Человек не может существовать без вещей, вне вещной ...

Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...

Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческой способности. Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru