Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях.
С точки зрения основных задач совершенствования обучения методологические знания и умения должны:
– служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений и закономерностей;
– способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;
– раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся общенаучными методами познания;
– способствовать преодолению узкопрактического понимания физики как науки, показывая последнюю как один из аспектов общечеловеческой культуры и основу современной техники;
– содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;
– способствовать формированию таких черт личности, как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, стремление принести людям пользу.
Выделенный для изучения дидактический материал должен:
– быть компактным и неразрывно связанным с предметными знаниями;
– представлять интерес для учащихся, быть увлекательным, вызывая положительную мотивацию к учению.
Предлагаемая нами система методологических знаний и умений включает следующие направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени курса физики средней школы:
– Научный эксперимент и методы экспериментального (эмпирического) познания.
– Физическая теория и методы теоретического познания.
– Стержневые методологические идеи физики.
– Основные закономерности развития физики.
Познавательно о обучении:
Недостатки традиционных методов чтения
Чтение в системе «человек — текст» представляет собой процесс управления несколькими процессами, где: текст — объект восприятия и познания заложенной в нем содержательной информации; головной мозг — перерабатывающее и управляющее устройство. В соответствии с описанной структурной моделью сам процес ...
Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...
Изучение работы ДОУ с семьей
Перспективный план по работе с родителями воспитанников на март неделя Родительские собрания Темы групповых и индивидуальных консультаций Тематика наглядной информации Другие формы работы 1 Родительский форум «Воспитание добротой» Из опыта семейного воспитания «Труд – лучший воспитатель» Пап ...