Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях.
С точки зрения основных задач совершенствования обучения методологические знания и умения должны:
– служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений и закономерностей;
– способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;
– раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся общенаучными методами познания;
– способствовать преодолению узкопрактического понимания физики как науки, показывая последнюю как один из аспектов общечеловеческой культуры и основу современной техники;
– содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;
– способствовать формированию таких черт личности, как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, стремление принести людям пользу.
Выделенный для изучения дидактический материал должен:
– быть компактным и неразрывно связанным с предметными знаниями;
– представлять интерес для учащихся, быть увлекательным, вызывая положительную мотивацию к учению.
Предлагаемая нами система методологических знаний и умений включает следующие направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени курса физики средней школы:
– Научный эксперимент и методы экспериментального (эмпирического) познания.
– Физическая теория и методы теоретического познания.
– Стержневые методологические идеи физики.
– Основные закономерности развития физики.
Познавательно о обучении:
Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...
Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с ...
Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе
развития грамотности детей-билингвов
Согласно данным нейролингвистики представление любой информации, с которой знакомятся дети на уроке, должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Прежде всего, это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую). П ...