Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
совместная деятельность |
самостоятельная деятельность | |
понедельник |
Настольно/печатные дидактические игры; Загадки (на закрепление изученной ранее темы) |
Игры на развитие мелкой моторики: Мозаика; Шнуровка; Игры с пересыпным материалом. |
Вторник |
блоки дьенеша |
Настольно/печатные - дидактические игры |
среда |
Палочки Кюизенера |
- Блоки дьенеша; - Игры в эксперементальном уголке |
четверг |
- работа со строительным материалом (по схеме и без); - работа со счетными палочками. |
- палочки Кюизенера; - кубики «Сложи узор», «Уникуб». |
пятница |
- игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ); - внесение новой дидактической игры (развивающей) |
- работа со строительным материалом (со схемой и без); - работа со счетными палочками. |
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно – ролевую игру).
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.
Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.
Пример:
занятие: знакомство с объектом – Игрушки (ранее – Посуда);
совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);
самостоятельная деятельность:
- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)
- лото (игрушки, посуда);
использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом – все игрушки…). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
Пример: а) Работа в живом уголке:
исследование (какие цветы политы, а какие нет?)- логическая операция «сравнение»;
наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков – логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение».
б) Знакомство с березой и рябиной (на прогулке) – логические
операции «сравнение», «обобщение».
Познавательно о обучении:
Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка
Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во мно ...
Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста
Средний школьный возраст, особенно 5–7 классы, является наиболее ответственным для учителей и переломным в развитии подростка. В этот период происходит бурный биологический как количественный, так и качественный рост организма. В физиологическом развитии подростковый возраст характеризуется тремя о ...
Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования
Термины «инновация», «инновационный процесс» и т. п. в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась, эти термины уже широко используются и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов ...