Влияние эмоций на результаты обучения

Новая педагогика » Влияние эмоций на результаты обучения

Страница 3

Детерминантой возникновения и проявления интеллектуальных эмоций в мыслительной деятельности выступают познавательные мотивы. Эмоции отражают реальные отношения между познавательными мотивами и успешностью-неуспешностью связанной с ними мыслительной деятельностью. Во многих работах интеллектуальные эмоции и чувства рассматриваются как конкретные механизмы, побуждающие мышление.

Как и другие эмоции интеллектуальные имеют внешнее проявление, отражаясь в мимике лица, в позах тела, в мелодике, динамике, темпе, тембре, ритме речи, т. е. в невербальном поведении. Органические и экспрессивные проявления интеллектуальных эмоций доказывают их сходство с другими эмоциями.

Интеллектуальные эмоции определяют как результат, так и процесс мыслительной деятельности. Вместе с тем они могут выполнять функцию предвосхищения по отношению к познавательным задачам. Можно также выделить регуляторную и ориентирующую функции эмоций, так как человек осуществляет эмоциональную оценку мыслительного процесса. Именно эмоциональная ориентировка позволяет выделить в мыслительной деятельности те моменты, которые имеют личностный смысл и отражают его связь с познавательными мотивами.

Интеллектуальные эмоции, выделяя значимые компоненты мышления, опосредуют реализацию побудительной функции познавательного мотива. Благодаря им в мыслительной деятельности выделяются те элементы, на которые направляются познавательные мотивы. Интеллектуальные эмоции по-разному соотносятся с познавательными мотивами и целями мыслительной деятельности. Сам факт возникновения интеллектуальных эмоций задается отношением хода мыслительной деятельности к познавательному мотиву. Познавательные цели, в свою очередь, обусловливают направленность интеллектуальных эмоций на определенные компоненты мыслительной деятельности.

В психологии предпринимаются попытки не только определить природу и функции интеллектуальных эмоций, классифицировать их, но и развести понятия эмоций и чувств: интеллектуальные эмоции – это эмоциональные процессы, имеющие ситуативный и индикаторный характер, а интеллектуальные чувства характеризуются большей устойчивостью эмоциональных переживаний.

К интеллектуальным эмоциям – относят те, которые как констатируют, так и предвосхищают успех или неуспех мыслительной деятельности. Они имеют специфическую модальность. Интеллектуальные эмоции возникают уже на первой фазе мыслительного процесса при формулировании проблемы. Чаще всего – это эмоция удивления. Она начинает функционировать в мыслительном процессе и презентирует в сознание еще неосознанные противоречия между старым и новым. Вместе с тем эмоция удивления – это конкретный механизм, опосредующий влияние познавательного мотива. Это позволяет осознать противопоставление, выбрать средства для его преодоления.

«На следующей фазе мыслительного процесса – фазе разрешения проблемы – возникают эмоциональные догадки, которые представляют собой эмоциональные оценки новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотиву. Именно эмоция догадки сигнализирует о появлении нового смыслового образования и вызывает уверенность или сомнение в том, что мыслительная деятельность протекает правильно. Такие догадки, как следствие прошлого опыта человека, его знаний, позволяют проверить степень вероятности разрешения проблемы.

Следовательно, эмоции предвосхищают дальнейший ход мышления и осуществляют прогноз: возможно или нет решение проблемы. Когда возникает уверенность, человек начинает действовать более определенно и еще больше включается в мыслительный процесс. Сомнение и отрицательные эмоции сигнализируют о бесперспективности дальнейшего хода мыслительного процесса.

Значительное количество эмоций возникает на завершающей фазе мыслительного процесса, когда проверяется правильность решения. Именно с результатами мышления связано наибольшее число как положительных, так и отрицательных эмоций: радости, восторга, восхищения, чувства удовлетворения, облегчения или – неудовлетворения, разочарования, скепсиса, тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Направление научных исследований
Основными направлениями исследований являются: 1. Научно-технические, связанные с решением крупных фундаментальных проблем в различных областях науки. 2. Производственно-технические, направленные на решение крупных проблем развития и совершенствования производства и сбыта, повышения технического ур ...

Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...

Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru