Обмен белков и его нарушения

Белки пищи, поступая в организм, превращаются в пептоны, которые, подвергаясь действию протеолитических ферментов кишечника и поджелудочной железы, расщепляются до аминокислот. Аминокислоты всасываются из кишечника в кровь, поступают в печень, где часть их используется для синтеза белков, часть попадает с кровью в различные органы и ткани, где используется для синтеза специфических белков, гормонов, ферментов нуклеиновых кислот, белковой части гемоглобина, стромы кровяных клеток и, наконец, в качестве энергетического материала.

Распад и синтез белков протекают непрерывно при участии ферментов — катепсинов, имеющихся во всех тканях. Во взрослом организме довольно быстро (5-7 дней) происходит обновление белков крови, печени, кишечника и др. Аминокислоты, не использованные для синтеза тканей, гормонов и других веществ, подвергаются распаду с образованием аммиака, мочевины, углекислоты и воды.

Биологическая ценность белка определяется наличием незаменимых аминокислот и степенью его усвоения. Чем ближе употребляемый белок по набору аминокислот подходит к составу белков данного организма, тем выше его биологическая ценность. Очень важное значение, имеет соотношение незаменимых и заменимых аминокислот в белках.

Обмен аминокислот связан с обменом витаминов и микроэлементов.

Так, преимущественное влияние на белковый обмен оказывают:

витамины В, А, Е, К.

Минералы: марганец, железо (в составе миоглобина), селен, кремний, хром, цинк, сера (входит в состав ряда аминокислот).

В организме постоянно протекают процессы распада белковых молекул и биосинтеза нового белка. Белки в живом организме находятся в динамичном состоянии и постоянно обновляются. Происходит непрерывный обмен аминокислот между тканями, между вновь поступившими с пищей аминокислотами и «старыми». Белки слизистой кишечника, печени, поджелудочной железы характеризуются наивысшей скоростью обновления. Белки мышц, коллаген кожи и костей обновляются очень медленно.

При различных заболеваниях происходит изменение белкового состава тканей. Эти изменения называются протеинопатиями. Различают наследственные и приобретенные протеинопатии.

Дефицит элементов, составляющих белок, возникает по разным причинам.

Первая, самая понятная, это отсутствие участника процесса в рационе питания. Как правило, — это вынужденная или искусственная приверженность человека к однообразной пище, к жестким «придуманным» или принудительным диетам. В частности, строгие вегетарианцы, подверженные высоким нервным нагрузкам, могут испытывать нехватку веществ, питающих мозг.

Вторая — нарушение процесса расщепления или транспортировки элементов питания в желудочно-кишечном тракте по причине уже возникших заболеваний:

- нарушение кислотности желудка;

- наличие воспалительного процесса в кишечнике;

- ослабление активности поджелудочной железы;

- проблемы поступления желчи;

- дисбактериоз.

Третья. Это проблема «переедания».

Избыток белка едва ли не более опасен для организма, чем его недостаток. Дорогой жизни называют желудочно-кишечный тракт биологи и медики. Здесь происходит превращение «чужого» белка в строительный материал нашего организма. Эта уникальная биохимическая лаборатория всегда работает в экстремальных условиях с тонко и надежно простроенной системой защиты и положительной обратной связью. Дело в том, что в результате расщепления «чужого» белка в желудочно-кишечном тракте появляются не только необходимые аминокислоты, но и аммиак — соединение очень опасное для организма. Печень, по мере сил, справляется с ним, образуя мочевину, в свою очередь, давая дополнительную нагрузку на почки. При ослабленных печени и почках, так же при постоянной активной токсикации мы получаем дополнительную повреждающую нагрузку.

Четвертая — более сложная проблема, обусловлена более глубокими нарушениями процессов, непосредственно связанных с токсикацией, радиацией и прочими воздействиями экологических факторов.

Пятая — проблема генетических или мутагенных факторов. Иначе говоря, нарушение программы процессов, с большим трудом поддающихся коррекции,

В любом случае, эти причины приводят к недостаточности питания клеток, невозможности построения ткани, нарушению функционирования органа и, как следствие, сначала к общим симптомам усталости и истощения, а затем к изменению биологии организма — болезни.

Познавательно о обучении:

Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...

Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...

Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями
Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными. Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современн ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru