Методика формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии

Новая педагогика » Методика формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии

Классическая методика преподавания биологии несет отпечаток того времени, когда была характерна довольно условная оценка "сложности" или "простоты" понятий для усвоения учащимися. Теоретические понятия считались сложными, и поэтому их следовало формировать по частям на основе синтеза представлений и эмпирических понятий. Этому соответствует представление о стандарте образования: фактические знания - базовые, научно - теоретические же составляют повышенный уровень.

За последние годы возросла распространенность заболеваний обмена веществ: ожирения и язвенной болезни среди детей в 2 раза, анемии – почти на 40%, на 50% увеличилась распространенность язвенной болезни среди подростков, число страдающих ожирением среди взрослых составило 20 процентов.

Уровень осведомленности населения в вопросах здорового питания остается низким. Высока популярность продуктов, содержащих красители, ароматизаторы, консерванты, генетически модифицированные компоненты, различные добавки. Повышение спроса на продукты быстрого приготовления (особенно у школьников и студентов) обусловлено низкой пищевой культурой населения. Информирование населения о том, как следует сделать питание здоровым, рациональным, профилактическим, оздоровительным, - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Основы здорового образа жизни, прививаются в семье, здесь, зарождаются пищевые пристрастия, формируется культура питания, воспитывается ответственное отношение к здоровью. Очень важно, чтобы родители владели достаточными знаниями в области здорового питания.

У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей.

Достаточная обеспеченность организма всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро- и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона также приобретает в наши дни особую актуальность.

Одним из условий формирования понятия "обмен веществ", на наш взгляд, является реализация межпредметных связей. В свою очередь проблема межпредметных связей разрабатывалась многими учеными. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, публикации, а также материалы всероссийских конференций, посвященные их различным аспектам.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также результаты педагогического эксперимента позволяют говорить о том, что хотя проблема усвоения понятия «обмена веществ» теоретически исследована, у учителей и школьников существуют трудности в изучении данной темы, особенно при формировании обобщающего системообразующего понятия "правильный обмен веществ". Проведенное нами исследование качества усвоения понятия "обмен веществ" у учащихся X-XI классов показало, что уровень усвоения понятия школьниками достаточно низкий. Грамотное формирование этого понятия при изучении общей биологии возможно только на основе согласованной и планомерной взаимосвязи между естественнонаучными предметами. Проведенный анализ проблемы позволяет выделить ряд противоречий: между необходимостью глубокого овладения школьниками общенаучными понятиями, в связи с высоким темпом развития естественных наук, усилением процесса их интеграции и взаимопроникновения, с одной стороны. И неудовлетворительным качеством усвоения учащимися фундаментальных естественнонаучных понятий, в частности понятия "обмен веществ", в рамках традиционной системы обучения с другой.

Не разработанность в теории и методике обучения биологии указанных выше противоречий определили актуальность темы исследования

Цель исследования: изучить обмен веществ и методику формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования и выявить состояние формирования понятия "обмен веществ" в теории и практике обучения в школе.

2. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей обмена веществ у учащихся:

а) выявить уровень реального обмена у юношей и девушек;

б) определить фактический уровень затрат;

в) определить структуру восполняемости энергозатрат;

г) определить связь между уровнем ЖЕЛ и интенсивности основного обмена.

3. Предложить методику поэтапного формирования, развития и функционирования понятия "обмен веществ" в курсе биологии

Методологической основой исследования формирование понятия обмен веществ, явилась теория содержания общего образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), аналитико-синтетическая концепция усвоения понятий (Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер), теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов), теория развития биологических понятий (Н.М.Верзилин, Б.В.Всесвятский, И.Д.Зверев, Б.Д.Комиссаров, А.Н.Мягкова) , теория интеграции и взаимодействия наук в процессе научного познания (А.В.Усова и другие).

Объект и методы исследования: Исследование проведено на базе кафедры биологии и биологического образования естественно-географического факультета БГПУ им. М.Акмуллы. В эксперименте участвовали 22 студента (11 юношей и 11 девушек) 3 курса (возраст 20 лет). Для определения уровня основного обмена использовали традиционную методику Бенедикта Гаррисона.

В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ психологической, педагогической и методической литературы составил основу формулирования теоретических позиций исследования. Методы эмпирического исследования включали обобщение опыта в области биологического образования, педагогический эксперимент, личное преподавание в школе, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Познавательно о обучении:

Организация работы педагога-воспитателя
важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития ...

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Исследование исходного уровня знаний учащихся
Наше исследование проходило, как уже было сказано ранее, в 6 «Б» и 7 «А» классах. Для исследования исходного уровня знаний учащихся обоих классов в начале преддипломной практики была проведена беседа, во время и после которой нами были выявлены особенности знаний, умений и навыков учащихся. Вначале ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru