Эксперимент проводился на базе кафедры Биологии и биологического образования ЕГФ БГПУ им М.Акмуллы. в эксперименте участвовали 22 человека: 11 юношей и 11 девушек – студентов в возарсте 20 -21 год, проживающих в общежитии г.Уфы.
Исследовали уровень основного обмена с помощью расчетных таблиц Бенедикта - Гаррисона.
Для этого предварительно измеряем рост в сантиметрах с помощью медицинского ростомера, массу тела с помощью электронных весов, уровень артериального давления с помощью тонометра OMRON и рассчитывали пульсовые давление, кроме того регистрировали частоту сердечных сокращений.
Расчетные таблицы составлены с учетом роста и возраста (для мужчин и женщин отдельно) по массе тел.
Находят два числа: первое число по росту и возрасту, второе число по массе. Оба числа суммируют и получают значение нормального основного обмена за сутки (3 число), что является среднестатистической нормой.
Формула Рида позволяет вычислить процент отклонения индивидуальной величины основного обмена от среднестатистической нормы.
Расчет степени отклонения основного обмена от нормы проводят по формуле:
Степень отклонения = 0,75 * (ЧСС + ПД * 0,74)-72;
где: ЧСС – частота сердечных сокращений
ПД – пульсовое давление.
По росту и массе тела рассчитывали площадь поверхности тела с использование номограммы (рис.1)
Для определения площади поверхности тела нужно соединить прямой линией (линейкой) показатели массы тела (кг) и длины (см). Число, через которое пройдет линия на шкале «поверхность тела», будет характеризовать величину поверхности тела конкретного испытуемого в м2.
Определение основного обмена на I м2 поверхности тела.
а) Определение основного обмена на 1 м поверхности тела производится по следующей формуле:
ООп = ООсут/ПТ
где, ООп - основной обмен на 1м2 поверхности тела (ккал/ м2);
ОО сут. - величина основного обмена за сутки (ккал);
ПТ - поверхность тела (м2).
Для выявления связи между уровнем основного обмена и дыханием определяем объем жизненной емкости легких с помощью воздушного спирометра.
Значение фактического обмена веществ определили расчетным методом, исходя из реальных энергозатрат в стуки
Таблица 1 Затрата энергии при различных видах работ
Виды работ |
Увеличение в процентах к основному обмену |
Занятия в школе, слушание лекций, докладов |
45 |
Самостоятельные умственные занятия |
60 |
Спокойное сидение |
20 |
Чтение вслух, разговор писание |
30 |
Ручное шитье, вязание |
40 |
Работа на пишущей машинке |
80 |
Работа наборщика, глажение белья |
90 |
Работа столяра |
200 |
Работа пильщика, лесоруба |
500 |
Подметание пола |
120 |
Спокойное стояние |
40 |
Ходьба прогулочная |
150 |
Быстрая ходьба |
275 |
Плавание |
400 |
Бег медленный |
500 |
Бег быстрый |
700 |
Бег с максимальной скоростью |
900 |
Познавательно о обучении:
Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...
Особенности проведения занятий после заболеваний сердечно - сосудистой системы
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности ...
Софизмы. Их место в развитии математического мышления
В решении проблемы развития критичности математического мышления учащихся одним из эффективных средств является использование софизмов в обучении. История математики полна неожиданных и интересных софизмов .И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых в свою очередь ...