Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Новая педагогика » Методика формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии » Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Страница 1

Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно -развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащегося

Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Этим требованиям отвечает представленный урок-практикум.

Уроки на тему «Обмен веществ и энергии». Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупность жизненных функций человеческого организма.

При изучении темы, раскрываются значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;

Изучаются суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ; научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.

Тема является завершающей в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материалы урока позволяет систематизировать знания учащихся.

Задачи:

Образовательная:

усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

получение представления о теплокровных и холоднокровных животных;

систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.

Развивающая:

совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

развитие логического и системного мышления;

развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей, законов термодинамики.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости нашего народа; совершенствование учащимися навыков культуры труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствование эстетического восприятия.

В ходе проведения урока учитель должен:

Сформулировать и расширить знания о видах обмена веществ и энергии.

Научить школьников различать составляющие обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) и доказать, что эти процессы протекают параллельно.

Выявить этапы обмена веществ и его роль в жизнедеятельности. Повторить строение и функции органических веществ.

По данной теме целесообразно использовать следующие виды работ:

1. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос)

2. Изучение нового материала (объяснение учителя)

а) Объяснение понятия обмена веществ.

Объяснения учителя должны сопровождаться построением опорно-логической схемы на доске (рис 2). Данную схему можно показать, используя современные компьютерные технологии

http://festival.1september.ru/articles/314262/img1.gif

Рис.2 Обмен веществ и энергии

б) Классификация видов обмена веществ по агрегатному состоянию.

Учитель просит вспомнить школьников, какими веществами может обмениваться организм с окружающей средой и на основе ответов учащихся составляется классификация:

Обмен газов

Обмен воды и водных растворов

Обмен органических веществ, включающих в себя белки, жиры, углеводы.

Более подробно вспоминают обмен органических веществ, опираясь на графическое изображение материала. Рисунок 3. учитель может заполнять вместе с учащимися, при этом школьники вспоминают строение органических веществ и их функции.

http://festival.1september.ru/articles/314262/img2.gif

Рис. 3 Обмен органических веществ

в) Выявление взаимосвязи органических веществ с использованием рис. 4:

Рис. 4 Взаимосвязь белков, жиров, углеводов

Учащиеся, опираясь на свои предыдущие знания, используя схему, предложенную учителем, делают вывод о наличии взаимосвязи между органическими веществами в организме.

Перед учащимися ставится цель повторить строение и значение ферментов, АТФ.

После работы со схемой учащимися под руководством педагога суммируются знания об обмене веществ.

3. Закрепление знаний

Учитель предлагает ученикам объяснить схему обмена веществ с учетом приобретенных на уроке знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...

Особенности развивающей среды в средней группе. Игра – как ведущий вид деятельности
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отч ...

Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых В ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru