Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Новая педагогика » Методика формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии » Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Страница 3

Использовалась литература:

Анализ урока

Анализ урока проведен в школе № 55 г. Уфы. В 9 «А» классе. Количество детей -23 человека.

Программа школьного биологического образования предполагает изучение в 9' классе в 2008/2009 учебном году раздела «Человек и его здоровье» по учебному пособию М. Мащенко, О. Борисова «Биология, 9 класс» 2006 года издания.

Учитель

Тема урока «Обмен веществ и энергии»

Дидактические цели:

Усвоить, что обмен веществ и энергии – основное свойство живого;

Установить логические связи между обменными процессами, происходящими в организме и клетке, между энергетическим и пластическим обменом;

Изучить водно-солевой обмен, обмен белков, жиров, углеводов на уровне организма и на уровне клетки (ассимиляция и диссимиляция);

Определить связь веществ и энергии на уровне обменных процессов в живом организме.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: §30, иллюстративный материал

Основные этапы урока:

1. Организация класса

2. Подготовка к восприятию материала

3. Изучение нового материала

- заполнение сводной таблицы по презентациям учащихся

4. Выводы и закрепление

- проверка заполнения таблицы

- рефлексия

5. Домашнее задание.

6.Итоги урока

выполнение плана урока;

достижение целей урока;

особенно интересное и поучительное на уроке;

что произвело на уроке наибольшее впечатление;

какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

оценка урока.

Анализируемый урок предполагают отработку материала в школе, с тем, чтобы домашнее задание задавалось с минимальным использованием учебных пособий и носило характер повторения. При разработке уроков учитывалось, что главное содержание учебного материала многократно прорабатывается и усваивается с прохождением основных этапов формирования интеллектуальной деятельности: восприятие материала (рассказ, объяснение, просмотр учебного фильма, работа с учебником), осознание, понимание его (упражнения на освоение, закрепление и формирование умений), применение полученных знаний на практике (соответствующие задания на обобщение, проектирование).

Учитель переставил уроки внутри темы «Пищеварительная система, обмен веществ», изучить вначале обмен веществ, а затем основы рационального питания. Таким образом, можно добиться более осознанного понимания учащимися требований, которые предъявляются к количеству и качественному составу пищи. Важно не только продемонстрировать опасность отравлений, необходимость соблюдения гигиенических требований при приготовлении пищи и режима питания, но и показать, как благодаря правильному сбалансированному питанию можно управлять обменом веществ, состоянием здоровья и своей внешностью. Считаем целесообразным уделять внимание различным современным диетам, предостеречь учеников от крайностей в питании.

Выбранные приемы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Методический аппарат урока соответствовал каждому его этапу, задачам активизации обучающихся. Так на этапе подготовки, к восприятию материала обучающиеся отвечали на вопросы.

Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе активизируют внимание учащихся в течение всего урока. Работа на доске чередуется с работой в тетради: определение признаков классов, составление сводной таблицы (на этапе изучения нового материала). Это позволяет снизить нагрузку на глаза.

Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнал записывают фамилии тех, кто отсутствует, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию. Этот этап урока, хотя и непродолжительный, позволяет быстро включить учащихся в ход урока.

Следующий этап – повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания. Здесь задача – выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.

Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, учитель приглашает двоих из них к доске для воспроизведения письменного домашнего задания. Этот материал в дальнейшем используется при изучении новой темы (индивидуальный опрос). С сидящими за своими партами ребятами повторили вопросы об элементах-анаболических и катаболических реакциях, об обмене веществ в клетке.

В ходе фронтальной беседы учитель стремится проверить качество усвоения материала, степень сформированности общеучебных навыков и умений. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.

Этап усвоения новых знаний учитель начинает с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса биологии, то большую часть учебного материала этого урока учитель предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и формулировки определений предлагались учащимся по кодограммам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов
Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах: - интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны; - мул ...

Методы преподавания живописи в начальных классах
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказ ...

Метод моделирования как средства развития связной речи у старших дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru