Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Новая педагогика » Методика формирования понятия "обмен веществ" в школьном курсе общей биологии » Методика проведения урока по теме «Обмен веществ» в ІХ классе общеобразовательной школы

Страница 4

Соблюдая принцип систематичности, учитель идет по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Объяснения учителя сопровождаются построением опорно-логической схемы на доске. Поскольку это способствуют выработке умений и навыков проведения нового урока.

Учитель просит вспомнить школьников, какими веществами может обмениваться организм с окружающей средой и на основе ответов учащихся составляется классификация:

Обмен газов;

Обмен воды и водных растворов;

Обмен органических веществ, включающих в себя белки, жиры, углеводы.

Более подробно вспоминают обмен органических веществ, опираясь на графическое изображение материала. Схему учитель заполняет вместе с учащимися, при этом школьники вспоминают строение органических веществ и их функции.

Затем идет выявление взаимосвязи органических веществ с использованием схемы

Учащиеся, опираясь на свои предыдущие знания, используя схему, предложенную учителем, делают вывод о наличии взаимосвязи между органическими веществами в организме.

Перед учащимися ставится цель повторить строение и значение ферментов, АТФ.

После работы со схемой учащимися под руководством педагога суммируются знания об обмене веществ.

Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с физикой особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий о строении атома. Связь с математикой прослеживается при решении расчетных задач. Связь с химией видна при рассмотрении значения оксида Н2О (сообщение ученика) и роли кислотного оксида СО2 в природе (демонстрация видеофрагмента и фронтальная беседа).

При изучении нового материала учащиеся работают с рабочими тетрадями: записывают формулировки, составляют формулы кислотных и основных оксидов, соответствующих им оснований и кислот.

Затем учитель сравнивает процесс обмена веществ в организме с круговоротом веществ в природе. В тетрадь записываются определения:

обмен веществ,

пластический обмен,

энергетический обмен,

гомеостаз.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Учитель предлагает ученикам объяснить схему обмена веществ с учетом приобретенных на уроке знаний.

http://festival.1september.ru/articles/314262/img4.gif

Рис. 6. Структура обмена веществ

1. Высокомолекулярные органические вещества (белки, жиры, углеводы).

2. Низкомолекулярные вещества (аминокислоты, жирные кислоты, глицерин, моносахариды).

3. АТФ.

Выводы: педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока.

Результат урока: задачи, поставленные в начале урока, реализованы:

учащиеся могут объяснить, почему обменные процессы – неотъемлемое свойство любого живого объекта (организма в данном случае)

Учащиеся умеют логически объединять процессы, происходящие на уровне организма и на уровне клетки - закладываются основы понимания общебиологической идеи о многоуровневой организации живой природы

Ученики могут описать обмен всех видов веществ по схеме: поступление – переваривание – всасывание и поступление в клетку – ассимиляция – диссимиляция – продукты обмена – удаление продуктов из организма

Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (таблица «Фотосинтез»), эвристические методы (беседа)

Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. На этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы.

В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.

В заключении необходимо отметить ,что педагогу, работающему в 9 классе, следует учитывать особенности отношения к здоровью и гигиеническим вопросам, которые характерны для подростков. В этом возрасте учащиеся проявляют повышенный интерес к информации о строении своего тела и жизненным процессам, но не желают обсуждать эти вопросы вслух, изучать их в присутствии других, на уроках в классе. Поэтому предпочтительно давать информацию, ссылки на литературные или электронные источники. Анатомические и физиологические аспекты учитель может освещать сам или предлагать изучить самостоятельно, а вот вопросы поведения в той или иной ситуации хорошо бы вынести на коллективное обсуждение. Следует отвечать на те вопросы, которые возникли у учащихся, если нужно – то в индивидуальной форме, наедине.

Проанализированный урок, и цикл уроков на тему «Обмен веществ» должны удовлетворять следующим требованиям:

решение их предполагает не столько формальные знания основ общей биологии, сколько умения добывать истину с помощью рассуждений;

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Контроль как раздел методической работы в ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сло ...

Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...

Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru