С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов.
Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная – 22 ребенка; 2 группа – экспериментальная – 22 ребенка. Всего в исследовании приняли участие 45 детей.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
Наблюдение проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности младших школьников в двух группах.
Создание педагогических условий, стимулирующих развитие самостоятельности детей в экспериментальной группе
Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах .
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по формированию самостоятельности младших школьников.
Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.
Исследование состояло из 4 – х этапов:
1 этап – наблюдение за детьми на уроках, беседа с педагогами.
2 этап – создание условий стимулирующих самостоятельность школьников.
3 этап – наблюдение за детьми на уроках.
4 этап – анализ и сравнение полученных данных в двух группах.
На первом этапе были проведены ряд наблюдений проявлений самостоятельности в учебной деятельности детей в двух группах на разных уроках. В процессе наблюдения отмечались следующие критерии проявлений самостоятельности: выполнение задания самостоятельно или по образцу, наличие самостоятельных вопросов, желания дополнить и исправить ответ товарища, сосредоточенность внимания на выполнении самостоятельных заданий, реакции на замечания и т.д. Процесс наблюдения был организован в соответствии со схемой наблюдения и фиксировался в протоколах:
Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата.
Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания (заниматься, когда хочется играть, не выкрикивать в ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).
3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования;
- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет); настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий; как реагирует на препятствия в деятельности;
- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
Основные показатели отражены в протоколах наблюдений, которые заполнялись как для группы детей, так и индивидуально.
Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Основные критерии и показатели сформированности субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника представлены в таблице. Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:
Выполнение деятельности по достижению цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с планом)
Познавательно о обучении:
Психолого-педагогические особенности возрастного развития
старшеклассников
Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость). В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет ...
Игра – сфера жизни детей. Игра – активная познавательно - развивающая
деятельность детей
Что наша жизнь? Игра… Сущность понятия «педагогическая игра» Игровые технологии в младшем школьном возрасте Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте Игры детей – творческий процесс, инструмент самореализации и самоутверждения детей, путь свободного решения игровой проблемы и свободн ...
Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми
группы риска в интернатном учреждении
Необходимыми условиями реабилитационного процесса в интернатном учреждении могут являться разработанные нами в ходе исследования, следующие педагогические принципы: принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает истинное пр ...