Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников

Новая педагогика » Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников » Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников

Страница 1

С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов.

Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.

Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная – 22 ребенка; 2 группа – экспериментальная – 22 ребенка. Всего в исследовании приняли участие 45 детей.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

Наблюдение проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности младших школьников в двух группах.

Создание педагогических условий, стимулирующих развитие самостоятельности детей в экспериментальной группе

Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах .

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по формированию самостоятельности младших школьников.

Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.

Исследование состояло из 4 – х этапов:

1 этап – наблюдение за детьми на уроках, беседа с педагогами.

2 этап – создание условий стимулирующих самостоятельность школьников.

3 этап – наблюдение за детьми на уроках.

4 этап – анализ и сравнение полученных данных в двух группах.

На первом этапе были проведены ряд наблюдений проявлений самостоятельности в учебной деятельности детей в двух группах на разных уроках. В процессе наблюдения отмечались следующие критерии проявлений самостоятельности: выполнение задания самостоятельно или по образцу, наличие самостоятельных вопросов, желания дополнить и исправить ответ товарища, сосредоточенность внимания на выполнении самостоятельных заданий, реакции на замечания и т.д. Процесс наблюдения был организован в соответствии со схемой наблюдения и фиксировался в протоколах:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания (заниматься, когда хочется играть, не выкрикивать в ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:

- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования;

- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет); настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий; как реагирует на препятствия в деятельности;

- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Основные показатели отражены в протоколах наблюдений, которые заполнялись как для группы детей, так и индивидуально.

Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Основные критерии и показатели сформированности субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника представлены в таблице. Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:

Выполнение деятельности по достижению цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с планом)

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Выбор метода наблюдения за объектами природы с детьми среднего дошкольного возраста
Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока). Пр ...

Виды зачетов
Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т. д. можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводя ...

Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru