С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов.
Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная – 22 ребенка; 2 группа – экспериментальная – 22 ребенка. Всего в исследовании приняли участие 45 детей.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
Наблюдение проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности младших школьников в двух группах.
Создание педагогических условий, стимулирующих развитие самостоятельности детей в экспериментальной группе
Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах .
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по формированию самостоятельности младших школьников.
Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.
Исследование состояло из 4 – х этапов:
1 этап – наблюдение за детьми на уроках, беседа с педагогами.
2 этап – создание условий стимулирующих самостоятельность школьников.
3 этап – наблюдение за детьми на уроках.
4 этап – анализ и сравнение полученных данных в двух группах.
На первом этапе были проведены ряд наблюдений проявлений самостоятельности в учебной деятельности детей в двух группах на разных уроках. В процессе наблюдения отмечались следующие критерии проявлений самостоятельности: выполнение задания самостоятельно или по образцу, наличие самостоятельных вопросов, желания дополнить и исправить ответ товарища, сосредоточенность внимания на выполнении самостоятельных заданий, реакции на замечания и т.д. Процесс наблюдения был организован в соответствии со схемой наблюдения и фиксировался в протоколах:
Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата.
Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания (заниматься, когда хочется играть, не выкрикивать в ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).
3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования;
- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет); настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий; как реагирует на препятствия в деятельности;
- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
Основные показатели отражены в протоколах наблюдений, которые заполнялись как для группы детей, так и индивидуально.
Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Основные критерии и показатели сформированности субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника представлены в таблице. Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:
Выполнение деятельности по достижению цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с планом)
Познавательно о обучении:
Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном
возрасте
Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем не ...
Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...
Содержание, методические проблемы и принципы
организации словарной работы при обучении русскому языку
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инст ...