Наука 19 века

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки.

Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества, возникшие в 70-90-х годах: естествоиспытателей (в Харькове, Киеве и Одессе), математические (в Харькове), физико-математические (в Киеве), историко-филологические при Харьковском, Новороссийском университетах, историческое Нестора-летописца, научное - им. Т. Шевченко во Львове и др. Развитие науки в Украине был тесно связан с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял А. Ляпунов, который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым учились многие поколения. Кафедру физики Киевского университета возглавлял М. Авенариус - основоположник одной из первых в России научных школ молекулярной физики. Один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России М. Рильчиков с 1880 по 1902 г. работал в Харькове.

Развитие химической науки связано с именем Н. Бекетова, который с 1855 по 1887 г. возглавлял кафедру в Харьковском университете и заложил основы новой научной отрасли – Металлотермии и нового направления - физической химии.

Геологическая наука обязана своим развитием деятельности К. Феофилактова, который основал Киевскую школу геологии. Основоположником палеоботаники стал И. Шмальгаузен.

Плодотворную деятельность в области биологической науки в Новороссийском университете развернул выдающийся ученый И. Мечников, который вместе с М. Гамали открыл в Одессе первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию. В этом же университете в 1871-1876 гг. основатель российской физиологической школы И. Сеченов возглавлял физиологическую лабораторию.

В золотой фонд медицины вошли труды талантливого киевского хирурга Ю. Шимановского, основоположника гистофизиологии Н.Хржонщевского, основателя отечественной экспериментальной гигиены В. Суботина.

Острая идейная борьба сопровождала развитие гуманитарных наук. Идеи развития экономики, науки, образования, необходимости нравственного совершенствования общества отстаивали Я. Ковельский, И. Котляревский, В. Каразин, П. Грабовский.

Историческая наука обогатилась рядом произведений Н. Костомарова. Из-под его пера вышли книги "Гетманство Выговского", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Руина", "Мазепа", "Павел Полуботок" и др.

Лазаревский издал свои исследования истории Левобережной Украины, В. Иконников - фундаментальный труд "Опыт русской историографии". Многочисленные труды по истории, археологии, этнографии написал В. Антонович, в частности "Исследования о гайдамацтве по актам 1700-1768 г.", "Археологические находки и раскопки в Киеве и Киевской губернии.

Несмотря на жестокие преследования украинского языка, большую работу по исследованию, а также исследованию литературы и фольклора выполняли П. Житецкий, А. Потебня, М. Петров. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы сделал И. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами М. Сумцова, П. Чубинского, М. Драгоманова, Б. Гринченко и др.

Познавательно о обучении:

Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности д ...

Педагогическая инновация - как научная категория
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают обще ...

Механизмы реализации игрового сюжета
Погружение в сюжет происходит через : Театрализованные представления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, дире ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru