Наука 19 века

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки.

Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества, возникшие в 70-90-х годах: естествоиспытателей (в Харькове, Киеве и Одессе), математические (в Харькове), физико-математические (в Киеве), историко-филологические при Харьковском, Новороссийском университетах, историческое Нестора-летописца, научное - им. Т. Шевченко во Львове и др. Развитие науки в Украине был тесно связан с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял А. Ляпунов, который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым учились многие поколения. Кафедру физики Киевского университета возглавлял М. Авенариус - основоположник одной из первых в России научных школ молекулярной физики. Один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России М. Рильчиков с 1880 по 1902 г. работал в Харькове.

Развитие химической науки связано с именем Н. Бекетова, который с 1855 по 1887 г. возглавлял кафедру в Харьковском университете и заложил основы новой научной отрасли – Металлотермии и нового направления - физической химии.

Геологическая наука обязана своим развитием деятельности К. Феофилактова, который основал Киевскую школу геологии. Основоположником палеоботаники стал И. Шмальгаузен.

Плодотворную деятельность в области биологической науки в Новороссийском университете развернул выдающийся ученый И. Мечников, который вместе с М. Гамали открыл в Одессе первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию. В этом же университете в 1871-1876 гг. основатель российской физиологической школы И. Сеченов возглавлял физиологическую лабораторию.

В золотой фонд медицины вошли труды талантливого киевского хирурга Ю. Шимановского, основоположника гистофизиологии Н.Хржонщевского, основателя отечественной экспериментальной гигиены В. Суботина.

Острая идейная борьба сопровождала развитие гуманитарных наук. Идеи развития экономики, науки, образования, необходимости нравственного совершенствования общества отстаивали Я. Ковельский, И. Котляревский, В. Каразин, П. Грабовский.

Историческая наука обогатилась рядом произведений Н. Костомарова. Из-под его пера вышли книги "Гетманство Выговского", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Руина", "Мазепа", "Павел Полуботок" и др.

Лазаревский издал свои исследования истории Левобережной Украины, В. Иконников - фундаментальный труд "Опыт русской историографии". Многочисленные труды по истории, археологии, этнографии написал В. Антонович, в частности "Исследования о гайдамацтве по актам 1700-1768 г.", "Археологические находки и раскопки в Киеве и Киевской губернии.

Несмотря на жестокие преследования украинского языка, большую работу по исследованию, а также исследованию литературы и фольклора выполняли П. Житецкий, А. Потебня, М. Петров. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы сделал И. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами М. Сумцова, П. Чубинского, М. Драгоманова, Б. Гринченко и др.

Познавательно о обучении:

Урок – основная форма организации занятий с учащимися,отнесенными к специальной медицинской группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Методика использования занимательных заданий на уроках
Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения. Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хо ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru