В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию.
По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/промежуточный, итоговый.
По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный
Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для рисования, лепки и т.д.
Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.
1. Итоговый контроль используется для:
- оценки результатов за учебный год: выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;
- выявления готовности детей к обучению в школе (выпускные группы)
- анализ экспериментальной деятельности дошкольного учреждения (если есть).
- комплексной оценки деятельности ДОУ (самоанализ – приложение 2) в преддверии аттестации;
2. В итоговом контроле задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.
3. В итоговом контроле используются следующие методы и методики:
- наблюдение и анализ воспитательно – образовательного процесса (ВОП) (Приложение 2);
- самоанализ и самооценка ВОП воспитателями в группах;
- анализ деятельности педагогов по приоритетному направлению работы;
- анкетирование и беседы с родителями ; интервьюирование и беседы с детьми;
- анализ развивающей среды в дошкольном учреждении;
- изучение документации воспитателей и специалистов (анализ перспективного и календарного планирования);
- оценка продуктов детской деятельности;
- сбор и обработка полученной информации.
- в преддверии аттестации дошкольного учреждения проводятся:
- сравнительный анализ деятельности специалистов за 5 лет, предшествующих аттестации;
- сравнительный анализ результатов диагностики по реализуемым программам (за 3 года).
Итоговый контроль проводится до итогового педагогического совета.
5. Старшим воспитателем разрабатывается план итогового контроля. С каждым участником контроля обсуждаются конкретные задачи и порядок их выполнения. Совместно со специалистами составляются вопросники, подбираются диагностические методики, разрабатываются схемы для фиксирования хода и результатов контроля. Каждый участник контроля по результатам проверки вырабатывает предложения и составляет индивидуальное заключение.
6. Результаты итогового контроля обобщаются старшим воспитателем и доводятся до сведения педагогов на итоговом педагогическом совете. Педсовет отмечает положительные результаты педагогического опыта, утверждает направления корректировки педагогического процесса.
Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Познавательно о обучении:
Оригинальная система коррекционных упражнений по снижению уровня языковой
интерференции
Как было отмечено выше, в работу по применению методов критического мышления на уроках родного языка входят: - упражнения, предусматривающие анализ и сопоставление специфичных для каждого языка речевых конструкций, вызывающих у учащихся наибольшие трудности; - тренинговые упражнения - имитативные, ...
Обмен белков и его нарушения
Белки пищи, поступая в организм, превращаются в пептоны, которые, подвергаясь действию протеолитических ферментов кишечника и поджелудочной железы, расщепляются до аминокислот. Аминокислоты всасываются из кишечника в кровь, поступают в печень, где часть их используется для синтеза белков, часть поп ...
Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе
субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Яким ...