В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию.
По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/промежуточный, итоговый.
По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный
Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для рисования, лепки и т.д.
Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.
1. Итоговый контроль используется для:
- оценки результатов за учебный год: выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;
- выявления готовности детей к обучению в школе (выпускные группы)
- анализ экспериментальной деятельности дошкольного учреждения (если есть).
- комплексной оценки деятельности ДОУ (самоанализ – приложение 2) в преддверии аттестации;
2. В итоговом контроле задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.
3. В итоговом контроле используются следующие методы и методики:
- наблюдение и анализ воспитательно – образовательного процесса (ВОП) (Приложение 2);
- самоанализ и самооценка ВОП воспитателями в группах;
- анализ деятельности педагогов по приоритетному направлению работы;
- анкетирование и беседы с родителями ; интервьюирование и беседы с детьми;
- анализ развивающей среды в дошкольном учреждении;
- изучение документации воспитателей и специалистов (анализ перспективного и календарного планирования);
- оценка продуктов детской деятельности;
- сбор и обработка полученной информации.
- в преддверии аттестации дошкольного учреждения проводятся:
- сравнительный анализ деятельности специалистов за 5 лет, предшествующих аттестации;
- сравнительный анализ результатов диагностики по реализуемым программам (за 3 года).
Итоговый контроль проводится до итогового педагогического совета.
5. Старшим воспитателем разрабатывается план итогового контроля. С каждым участником контроля обсуждаются конкретные задачи и порядок их выполнения. Совместно со специалистами составляются вопросники, подбираются диагностические методики, разрабатываются схемы для фиксирования хода и результатов контроля. Каждый участник контроля по результатам проверки вырабатывает предложения и составляет индивидуальное заключение.
6. Результаты итогового контроля обобщаются старшим воспитателем и доводятся до сведения педагогов на итоговом педагогическом совете. Педсовет отмечает положительные результаты педагогического опыта, утверждает направления корректировки педагогического процесса.
Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Познавательно о обучении:
Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы,
приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
	 Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...
	
Нарушения лексики
	 Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...
	
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных
качеств учащихся
	 Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...