Мышление как познавательный процесс

Страница 3

Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа: 1."Понимание непонятности" – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли. Самая детальная информация мрт плода при беременности у нас на сайте.

2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап.

4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

подготовка;

созревание;

вдохновение;

проверка истинности.

Мыслительные операци. Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций: сравнение- установление отношений сходства и различия; анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части и последующее рассмотрение каждой из них вне связи с целым. С анализа начинается любое научное исследование. синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) — соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

абстракция и обобщение – выделение общих признаков, являются взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию

Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) — познавательный процесс, в результате которого в целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Виды: формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления; содержательная абстракция эмпирическому.

Формальная абстракция — форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.

Содержательная абстракция — форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое значение.

Конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).

Творческое мышление тесно связано с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление, как говорилось выше, — это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Наиболее ясный пример — творчество в искусстве. Основой искусства является создание прекрасного. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентной и дивергентной.

Конвергентное мышление (схождение) – линейное - позволяет человеку, решающему задачу, найти единственно верное решение. Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Е.П.Торренс определяет творческое мышление как «процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата». По другому, творчество трактуется понятием- креативность (лат. Creatio — создание, образ) в переводе с английского языка означает, в общем виде - создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. Креативность (Creativity) — характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем. Согласно А. Маслоу— это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды .

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Дифференцированная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся на уроках - зачетах
Изменение подходов к контролю совершенно естественно влечет за собой мысль о целесообразности изменения системы оценивания. Дело в том, что достижение учеником уровня обязательной подготовки неизбежно может быть оценено только по двухбалльной шкале. Поэтому естественно для достигших учеником уровня ...

Исследование исходного уровня знаний учащихся
Наше исследование проходило, как уже было сказано ранее, в 6 «Б» и 7 «А» классах. Для исследования исходного уровня знаний учащихся обоих классов в начале преддипломной практики была проведена беседа, во время и после которой нами были выявлены особенности знаний, умений и навыков учащихся. Вначале ...

Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru