Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время именно в системе детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению.

Мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку, что делает проблему его развития очень значимой. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Его теория мышления оказала большое влияние на современное понимание развития мышления. В теоретическом плане Пиаже придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. Дальнейшая разработка теории продолжалась в исследованиях и экспериментальных работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и многиех других ученых. Наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете — на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму. Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс.

Возникновение и развитие мышления- социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у рёбенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Для этого в дошкольных учреждениях используют нетрадиционные приемы рисования : рисование пальцами, печать от руки, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином, кляксография, монотипия и т.д. которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей, помогают развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В настоящее время исследованиями в области нетрадиционного рисования занимаются: И.А. Лыкова, А.В.Никитина, Г.Н.Давыдова и другие ученые. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. По исследованию В.И.Дружинина , вопрос о связи речи с мышлением является ключевым в психологии речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом происходят посредством речевой деятельности. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и рече-двигательными. По утверждению А.В.Никитиной нетрадиционное рисование особенно важно для детей, имеющих те или иные речевые нарушения, которые зачастую сопровождаются нарушением мышления, внимания, памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияют на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук у таких детей бывают неловки, малоподвижны, движения недостаточно согласованы. Многие дети держут ложку в кулаке, не могут застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Вследствии несформированности графических навыков и умений с течением времени и уровень развития сложнокоординированных движений руки у таких детей, оказываются недостаточными для освоения письма, что формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Исследованием проблемы психологических основ творчества занимались и занимаются А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, современные ученые: Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Таким образом, это делает данную проблему актуальной в наши дни. Поэтому вышеперечисленные причины явились определяющими в выборе заявленной темы.

Объект исследования: познавательная сфера старшего дошкольника.

Предмет исследования: развитие мышления старшего дошкольника средствами нетрадиционного рисования.

Целью нашей работы является: изучение возможностей нетрадиционного рисования в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть сущность процесса мышления.

Описать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотреть особенности мышления старшего дошкольника.

Дать характеристику методу - нетрадиционное рисование.

Подобрать методики для исследования мышления дошкольников.

Экспериментально изучить особенности мышления дошкольников.

Составить примерную программу занятий по развитию мышления дошкольников нетрадиционным рисованием.

Выявить влияние нетрадиционного рисования на развитие мышления дошкольника.

Гипотеза исследования: Занятия нетрадиционным рисованием стимулирует развитие мышления дошкольников.

Методологическая и теоретическая основа: При написании работы мы опирались на научные исследования концепции развития детского мышления крупных исследователей Ж.Пиаже, Дж. Гилфорда; В.Штерна, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина; современных детских психологов: В.С.Мухиной, А.А. Люблинской и др.

Исследовательская база: МДОУ № 75 «Солнышко» г.Читы. В нашем исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет.

Методический инструментарий: При проведении исследования в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

1. Метод теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме.

2. Психодиагностические методы: тесты Дж.Равена, П.Торренса.

3.Методы активного социально-психологического обучения.

4. Метод математической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона, G - критерия знаков.

Теоретическая значимость исследования. Данные исследования доказывают возможность оптимизации процесса мышления старшего дошкольника. Осуществлена попытка рассмотрения метода нетрадиционного рисования, как средства развития творческого, визуального линейного и структурного мышления.

Практическая значимость исследования. Для оптимизации процесса развития мышления данные исследования могут быть использованы в рамках развивающих задач психологии, психологии творчества, при подготовке студентов педагогических специальностей, воспитателями детских садов, родителями, психологами, при коррекционной работе с детьми.

Познавательно о обучении:

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru