Наука в период независимости

Новая педагогика » Организация науки в Украине » Наука в период независимости

Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная рыночная экономика просто не может развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности военно-промышленного комплекса. Это мешало развиваться всем ее отраслям. В первые годы независимости стало очевидным, что в Украине очень слабая система информации, без чего она как государство не может перестраиваться и, самое главное, присоединиться к мировому содружеству стран, имеющих информационное общество. После распада СССР Украина имела хорошие стартовые возможности для информатизации и создания постиндустриального общества. Однако за 1991-1995 гг. почти никаких сдвигов в направлении информатизации не было сделано. Более того, за этот период наметилось значительное отставание в отрасли от многих стран. В Украине долгие годы система обеспечения информацией и документальными источниками была чрезвычайно отсталой и не давала возможности организовать эффективное обеспечение ученых и специалистов журналами, книжной продукцией, компактными оптическими дисками, доступом к зарубежным базам данных.

В Украине не было реферативных журналов (кроме медицинского), не было "Экспресс-информации", не выдавались аналитические обзоры различных отраслей науки и техники, резко сократилось количество научных журналов. Не было электронных каталогов библиографической информации. Все органы научной, технической, патентной и другой информации, созданные в СССР, остались в России. Летописи журнальных и газетных статей становились все тоньше. Не было централизованной каталогизации всех печатаемых в Украине изданий. Медленными темпами шли национальные рельсы философской, исторической, культурологической науки. Несколько в лучшем состоянии находилась политология - новая для нас наука, которая на волне революционных потрясений в обществе опередила своими прикладными результатами другие гуманитарные науки. И это несмотря на то, что политологов наши высшие учебные заведения ранее не готовили. В политологию пришли ученые смежных наук. Однако украинскими учеными уже разработана и утверждена программу "Терминология", которой предусмотрена разработка концепции и функционирования украинского научно-технической терминологии, ее нормирования и компьютеризации процесса стандартизации, - формирование банка данных по научно-технической терминологии и его анализа. Были проведены международные конференции по украинской терминологии, выполнено экспертизу более 300 стандартов по научно-технической терминологии, подготовлены к изданию 200 словарей разных видов. Известно, что за годы "невиданного расцвета языков необъятной родины" украинские собственные названия латинским алфавитом воспроизводились только в русской транскрипции. Например, переводилось "Kiev", а не "Kyiv", "Lvov", а не "Lviv" и т.п. В связи с этим Министерство иностранных дел издано распоряжение "О воспроизведения украинских собственных названий латинским алфавитом" (1996 г.) (фамилий, имен, географических названий, непереводимых названий юридических лиц и т.п.). В распоряжении отмечается, что воспроизведения украинских собственных названий латиницей при заполнении загранпаспортов (чего, к сожалению, не скажешь о внутреннем паспорте), укладке аутентичных текстов договоров на иностранных языках, изготовлении различных консульских документов, заполнении гражданами Украины анкет и оформление виз иностранных государств, в нотной переписке, при переводе текстов на другие языки и т.п. происходит путем транслитерации (побуквенный записи с помощью латинского алфавита) украинского языка. Соответствующий указ отправлено посольствам иностранных государств и представительствам международных организаций, в котором сообщается о разработанной "Нормативной таблице ." и правилах воспроизведения украинских собственных названий. Итак, сделан еще один важный шаг на пути утверждения украинского государственного языка. Ученые высших учебных заведений также получили ряд результатов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки и техники, которые свидетельствуют о наличии в Украине мощного интеллектуального потенциала. Государственные премии Украины в области науки и техники были присуждены большой группе ученых, среди которых ведущие ученые Днепропетровского, Харьковского, Львовского университетов, Национального технического университета (КПУ).

Познавательно о обучении:

Методика использования занимательных заданий на уроках
Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения. Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хо ...

Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость
Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благопри ...

Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации основ преобразовательной деятельности учащихся, разработанных на уроках технологии
Цели экспериментальной работы: - провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Технология обработки конструкционных материалов»; - провести диагностику усвоения материала; - закрепить полученные знания, умения и навыки. Гипотеза: При обучен ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru