Наука в период независимости

Новая педагогика » Организация науки в Украине » Наука в период независимости

Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная рыночная экономика просто не может развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности военно-промышленного комплекса. Это мешало развиваться всем ее отраслям. В первые годы независимости стало очевидным, что в Украине очень слабая система информации, без чего она как государство не может перестраиваться и, самое главное, присоединиться к мировому содружеству стран, имеющих информационное общество. После распада СССР Украина имела хорошие стартовые возможности для информатизации и создания постиндустриального общества. Однако за 1991-1995 гг. почти никаких сдвигов в направлении информатизации не было сделано. Более того, за этот период наметилось значительное отставание в отрасли от многих стран. В Украине долгие годы система обеспечения информацией и документальными источниками была чрезвычайно отсталой и не давала возможности организовать эффективное обеспечение ученых и специалистов журналами, книжной продукцией, компактными оптическими дисками, доступом к зарубежным базам данных.

В Украине не было реферативных журналов (кроме медицинского), не было "Экспресс-информации", не выдавались аналитические обзоры различных отраслей науки и техники, резко сократилось количество научных журналов. Не было электронных каталогов библиографической информации. Все органы научной, технической, патентной и другой информации, созданные в СССР, остались в России. Летописи журнальных и газетных статей становились все тоньше. Не было централизованной каталогизации всех печатаемых в Украине изданий. Медленными темпами шли национальные рельсы философской, исторической, культурологической науки. Несколько в лучшем состоянии находилась политология - новая для нас наука, которая на волне революционных потрясений в обществе опередила своими прикладными результатами другие гуманитарные науки. И это несмотря на то, что политологов наши высшие учебные заведения ранее не готовили. В политологию пришли ученые смежных наук. Однако украинскими учеными уже разработана и утверждена программу "Терминология", которой предусмотрена разработка концепции и функционирования украинского научно-технической терминологии, ее нормирования и компьютеризации процесса стандартизации, - формирование банка данных по научно-технической терминологии и его анализа. Были проведены международные конференции по украинской терминологии, выполнено экспертизу более 300 стандартов по научно-технической терминологии, подготовлены к изданию 200 словарей разных видов. Известно, что за годы "невиданного расцвета языков необъятной родины" украинские собственные названия латинским алфавитом воспроизводились только в русской транскрипции. Например, переводилось "Kiev", а не "Kyiv", "Lvov", а не "Lviv" и т.п. В связи с этим Министерство иностранных дел издано распоряжение "О воспроизведения украинских собственных названий латинским алфавитом" (1996 г.) (фамилий, имен, географических названий, непереводимых названий юридических лиц и т.п.). В распоряжении отмечается, что воспроизведения украинских собственных названий латиницей при заполнении загранпаспортов (чего, к сожалению, не скажешь о внутреннем паспорте), укладке аутентичных текстов договоров на иностранных языках, изготовлении различных консульских документов, заполнении гражданами Украины анкет и оформление виз иностранных государств, в нотной переписке, при переводе текстов на другие языки и т.п. происходит путем транслитерации (побуквенный записи с помощью латинского алфавита) украинского языка. Соответствующий указ отправлено посольствам иностранных государств и представительствам международных организаций, в котором сообщается о разработанной "Нормативной таблице ." и правилах воспроизведения украинских собственных названий. Итак, сделан еще один важный шаг на пути утверждения украинского государственного языка. Ученые высших учебных заведений также получили ряд результатов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки и техники, которые свидетельствуют о наличии в Украине мощного интеллектуального потенциала. Государственные премии Украины в области науки и техники были присуждены большой группе ученых, среди которых ведущие ученые Днепропетровского, Харьковского, Львовского университетов, Национального технического университета (КПУ).

Познавательно о обучении:

Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста
На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопо ...

Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...

Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru