Роль социального педагога в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Новая педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР » Роль социального педагога в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

У дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в дошкольном учреждении, как мы выявили выше, отмечается отставание в развитии социальных навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявляется в несформированности социально – бытовых навыков, несформированности возрастных форм общения у детей с ЗПР, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР в дошкольном учреждении должна включать целенаправленное формирование данных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам оптимального взаимодействия с ребенком.

Целенаправленная коррекционная работа с детьми в дошкольном возрасте оптимизирует взаимоотношения ребенка со взрослым, позволяет успешно решать проблемы включения ребенка в окружающую среду

Развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социально-коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем.

Немаловажная роль в решении этой задачи отводится социальному педагогу ДОУ.

Основные направления коррекционной работы социального педагога по формированию социальных умений и навыков детей с ЗПР следующие:

− коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных социальных навыках и овладению соответствующими практическими умениями;

− коррекционно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений;

− работа с педагогами и родителями.

Коррекционная работа с детьми должна осуществлялась последовательно и систематически на занятиях, проводимых воспитателями и специалистами – дефектологами.

В то же время социальный педагог в деятельности по формированию социальных навыков у детей с ЗПР может использовать такую форму работы, как организация «Школы общения», в которой дети усваивают нормы и правила этикета, разговора, беседы. Содержание программы «Школы общения» составляют четыре раздела: «Как мы общаемся» (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимике); «Будем вежливы» (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора); «Давайте дружить» (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстником); «Наши добрые дела и поступки» (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения, социально – бытовых навыков). По завершении каждого раздела проводится контрольное занятие, которое позволяет оценить эффективность обучения.

Социальный педагог в выборе форм и методов работы учитывает, какое огромное значение в развитии личности ребенка-дошкольника играет искусство.

Эстетическое чувство формируется у дошкольника не только путем созерцания и восприятия прекрасного. Оно развивается в условиях театрализованной, художественно-речевой, музыкальной деятельности. В процессе этих видов деятельности создаются благоприятные условия для формирования социальных навыков у ребенка с проблемами развития.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности детей (в том числе и в общении). Театрализованная деятельность является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми; их значение в данном отношении трудно переоценить Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами являлось то, что решение всех задач происходило с учетом принципов изучения русского языка не только как родного языка, но и как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В ...

Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к школе
М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом оп ...

Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru