На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у данной группы детей.
Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
В коррекционной работе по формированию социальных умений и навыков важная роль отводится педагогам дефектологам, логопедам, психологам, но совсем не рассматривается роль социального педагога в данной работе, видимо, в силу того, что социальный педагог совсем недавно появился в учреждениях системы дошкольного образования. Между тем, социально – педагогический фактор в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР нельзя не учитывать.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в развитии социальных навыков, становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении силами социального педагога определяют актуальность
настоящего исследования.
Цель
исследования: определить особенности социально - педагогической работы по формированию социальных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект
исследования: социально – педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет
исследования: социально - педагогические условия формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования
: деятельность социального педагога по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР возможно при условиях разработки системы коррекционных мероприятий, включающих:
- целенаправленное формирование социальных навыков у детей ;
- обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в диссертационной работе решались следующие задачи:
1. Выявить особенности социального развития дошкольников.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить роль социального педагога в ДОУ для детей с ЗПР.
4. Определить основные направления и содержание работы социального педагога, направленной на преодоление недостаточности социальных умений и навыков у детей изучаемой категории.
5. Разработать и экспериментально апробировать систему мероприятий социального педагога, направленных на формирование социальных навыков у дошкольников с ЗПР.
Методы
исследования:
− обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования;
− эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми и педагогами в процессе экспериментальных исследований и на занятиях, анкетирование родителей;
− экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
− количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой
для проведения констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов были:
Познавательно о обучении:
Особенности развивающей среды в средней группе. Игра – как ведущий вид
деятельности
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отч ...
Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...
Проявления самостоятельности детей
младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...