Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР

Новая педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у данной группы детей.

Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.

В коррекционной работе по формированию социальных умений и навыков важная роль отводится педагогам дефектологам, логопедам, психологам, но совсем не рассматривается роль социального педагога в данной работе, видимо, в силу того, что социальный педагог совсем недавно появился в учреждениях системы дошкольного образования. Между тем, социально – педагогический фактор в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР нельзя не учитывать.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в развитии социальных навыков, становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении силами социального педагога определяют актуальность

настоящего исследования.

Цель

исследования: определить особенности социально - педагогической работы по формированию социальных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объект

исследования: социально – педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет

исследования: социально - педагогические условия формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования

: деятельность социального педагога по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР возможно при условиях разработки системы коррекционных мероприятий, включающих:

- целенаправленное формирование социальных навыков у детей ;

- обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в диссертационной работе решались следующие задачи:

1. Выявить особенности социального развития дошкольников.

2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР.

3. Определить роль социального педагога в ДОУ для детей с ЗПР.

4. Определить основные направления и содержание работы социального педагога, направленной на преодоление недостаточности социальных умений и навыков у детей изучаемой категории.

5. Разработать и экспериментально апробировать систему мероприятий социального педагога, направленных на формирование социальных навыков у дошкольников с ЗПР.

Методы

исследования:

− обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования;

− эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми и педагогами в процессе экспериментальных исследований и на занятиях, анкетирование родителей;

− экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.

− количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой

для проведения констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов были:

Познавательно о обучении:

Значение родного языка в общем развитии ребенка
Изложенные выше идеи В.В.Аршавского восходят к некоторым классическим трудам отечественных лингвистов. Так в статье «Язык и народность». А.А.Потебня, который занимался вопросами взаимодействия языка и мышления, языка и творчества, языка и народа, писал, что нормальная мысль может возникнуть лишь пр ...

Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...

Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru