Экономическое образование в СССР

Страница 1

Экономическое образование в СССР, подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности.

Возникновение экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. Во 2-й половине 18 в. в России были организованы первые коммерческие училища. Преподавание экономических дисциплин в университетах страны началось в 19 в. Первые специализированные вузы по подготовке специалистов для торгово-промышленной деятельности возникли в начале 20 в. (коммерческие институты в Москве и Киеве).

Подлинное развитие экономическое образование получило после Октябрьской революции 1917. За годы Советской власти создана широкая сеть специализированных экономических вузов, экономических факультетов университетов, технических и сельскохозяйственных институтов, филиалов экономических институтов в промышленных центрах, техникумов. Экономическое образование осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Комплекс учебных дисциплин по каждой специальности определяется профилем будущей работы выпускников. Методологической и общетеоретической основой подготовки экономистов является марксистско-ленинская политическая экономия. Она способствует формированию у будущих специалистов коммунистического мировоззрения. Общие для всех экономических специальностей дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм, история народного хозяйства, экономическая география СССР и зарубежных стран, курсы по технологии отдельных отраслей производства, иностранный язык и др. Студенты изучают общий курс высшей математики и специальные курсы теории вероятности, математической статистики и математического программирования. Обязательными дисциплинами являются также: вычислительные машины и программирование на ЭВМ, механизация обработки экономической информации, курс бухгалтерского учёта.

Для более глубокой подготовки экономистов предусмотрена их специализация. Так, на отделении планирования народного хозяйства студенты специализируются по планированию цен и себестоимости, на отделении экономики торговли – по экономике общественного питания и т.д.

Подготовка экономистов осуществляется на основе сочетания теоретического обучения с практическим освоением методов и приёмов работы по профилю специальности. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и привлечению их к научной работе кафедр, научных студенческих обществ. Выпускники экономических вузов получают квалификацию экономиста и в соответствии с профилем подготовки направляются на работу в плановые отделы, отделы труда и зарплаты, отделы снабжения предприятий, министерств и ведомств, в систему Министерства финансов, Госбанка, Центрального статистического управления и др. Научно-педагогические кадры в области экономических наук готовятся в системе аспирантуры, организованной при большинстве экономических вузов и факультетов. Специалистов по планированию, учёту, товароведению со средним экономическим образованием выпускают техникумы. Профиль обучения в техникумах более узкий, чем в вузах. Выпускники техникумов получают квалификацию техника-плановика, товароведа, бухгалтера и др.

Специалисты, работающие в области экономики, промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта, углубляют свои знания на курсах повышения квалификации, организуемых при высших и средних специальных учебных заведениях, в институтах повышения квалификации, а также через сеть университетов марксизма-ленинизма и народных университетов. Большую роль в совершенствовании экономическое образование сыграло постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 «Об улучшении экономического образования трудящихся»; в стране была создана разветвленная система высшего, среднего и начального звеньев экономической учёбы. Работой всех звеньев экономической учёбы через советы по экономическому образованию руководят партийные организации. При профсоюзных комитетах повсеместно созданы методические советы по работе школ коммунистического труда, ставших одной из массовых форм экономического образования. Задача массового экономического образования – всемерное развитие трудовой активности трудящихся.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...

Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru