Экономическое образование в СССР

Страница 1

Экономическое образование в СССР, подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности.

Возникновение экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. Во 2-й половине 18 в. в России были организованы первые коммерческие училища. Преподавание экономических дисциплин в университетах страны началось в 19 в. Первые специализированные вузы по подготовке специалистов для торгово-промышленной деятельности возникли в начале 20 в. (коммерческие институты в Москве и Киеве).

Подлинное развитие экономическое образование получило после Октябрьской революции 1917. За годы Советской власти создана широкая сеть специализированных экономических вузов, экономических факультетов университетов, технических и сельскохозяйственных институтов, филиалов экономических институтов в промышленных центрах, техникумов. Экономическое образование осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Комплекс учебных дисциплин по каждой специальности определяется профилем будущей работы выпускников. Методологической и общетеоретической основой подготовки экономистов является марксистско-ленинская политическая экономия. Она способствует формированию у будущих специалистов коммунистического мировоззрения. Общие для всех экономических специальностей дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм, история народного хозяйства, экономическая география СССР и зарубежных стран, курсы по технологии отдельных отраслей производства, иностранный язык и др. Студенты изучают общий курс высшей математики и специальные курсы теории вероятности, математической статистики и математического программирования. Обязательными дисциплинами являются также: вычислительные машины и программирование на ЭВМ, механизация обработки экономической информации, курс бухгалтерского учёта.

Для более глубокой подготовки экономистов предусмотрена их специализация. Так, на отделении планирования народного хозяйства студенты специализируются по планированию цен и себестоимости, на отделении экономики торговли – по экономике общественного питания и т.д.

Подготовка экономистов осуществляется на основе сочетания теоретического обучения с практическим освоением методов и приёмов работы по профилю специальности. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и привлечению их к научной работе кафедр, научных студенческих обществ. Выпускники экономических вузов получают квалификацию экономиста и в соответствии с профилем подготовки направляются на работу в плановые отделы, отделы труда и зарплаты, отделы снабжения предприятий, министерств и ведомств, в систему Министерства финансов, Госбанка, Центрального статистического управления и др. Научно-педагогические кадры в области экономических наук готовятся в системе аспирантуры, организованной при большинстве экономических вузов и факультетов. Специалистов по планированию, учёту, товароведению со средним экономическим образованием выпускают техникумы. Профиль обучения в техникумах более узкий, чем в вузах. Выпускники техникумов получают квалификацию техника-плановика, товароведа, бухгалтера и др.

Специалисты, работающие в области экономики, промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта, углубляют свои знания на курсах повышения квалификации, организуемых при высших и средних специальных учебных заведениях, в институтах повышения квалификации, а также через сеть университетов марксизма-ленинизма и народных университетов. Большую роль в совершенствовании экономическое образование сыграло постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 «Об улучшении экономического образования трудящихся»; в стране была создана разветвленная система высшего, среднего и начального звеньев экономической учёбы. Работой всех звеньев экономической учёбы через советы по экономическому образованию руководят партийные организации. При профсоюзных комитетах повсеместно созданы методические советы по работе школ коммунистического труда, ставших одной из массовых форм экономического образования. Задача массового экономического образования – всемерное развитие трудовой активности трудящихся.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы
В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками. Целью на данном этапе работы являлось – развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр. Цель была реализована через ряд образовательных задач: 1. Подобрать серию ...

Игра - основной вид деятельности дошкольников
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрас ...

Направление научных исследований
Основными направлениями исследований являются: 1. Научно-технические, связанные с решением крупных фундаментальных проблем в различных областях науки. 2. Производственно-технические, направленные на решение крупных проблем развития и совершенствования производства и сбыта, повышения технического ур ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru