Практическое значение научных исследований

Новая педагогика » Организация науки в Украине » Практическое значение научных исследований

Страница 1

наука педагогика исследование практический

Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это, однако, совершенно неверно. Прежде всего любое открытие представляет ценность, если оно расширяет круг человеческих знаний. Именно способность к таким открытиям, регистрация их и передача накопленных сведений потомкам отличают человека от животных. Конечно, многие научные исследования оказались очень важными для практики. Однако обычно нельзя заранее предугадать, какое исследование получит применение на практике, а какое — нет.

Но даже если преследовать чисто практические цели, то и для этого необходимо вести развернутую научную работу. Многие из нас, вероятно, погибли бы от той или иной инфекции, не будь проведено исследование, не представлявшее, как казалось вначале, никакой практической ценности. Александр Флеминг изучал закономерности роста некоторых бактерий, обитающих в почве. Эти бактерии не поражают человека, и потому вся работа Флеминга, казалось, не имела никакого отношения к медицине.

Флеминг выращивал бактерии в плоских чашках; однажды в чашку, которая в течение некоторого времени оставалась открытой, из воздуха попала спора плесневого гриба. Спора проросла, и образовался плесневый гриб Penicillium. (Такую плесень часто можно видеть на апельсинах и других фруктах, на поверхности которых она образует споры в виде зеленовато-голубого порошка.) Флеминг заметил, что вблизи плесени не было ни одной колонии бактерий.

Другие исследователи также замечали подобное торможение роста бактерий, но никто не придавал этому особого значения. Флеминг же увидел в этом интереснейшую возможность: а что если плесневый гриб выделяет какое-то вещество, которое пропитывает питательный субстрат и препятствует росту бактерий? Такова была гипотеза ученого. Опыты показали, что эта гипотеза правильна; Флемингу удалось выделить из плесени искомое вещество, которое назвали антибиотиком, так как оно подавляет рост определенной формы живого (биос — жизнь), а данный конкретный антибиотик получил собственное имя — пенициллин.

При проведении этого исследования ученый не ставил перед собой никакой практической цели, но, когда антибиотик был выделен, Флеминг и другие исследователи предположили, что он может подавлять рост болезнетворных бактерий в организме животного. Опыты на низших животных подтвердили правильность такого предположения, и тогда наконец перешли к испытанию нового средства на людях. Теперь этот плесневый гриб выращивают тоннами в огромных чанах. Пенициллин применяют повсеместно для лечения самых разнообразных болезней, которые раньше уносили много человеческих жизней. И все это явилось следствием изучения роста некоторых почвенных бактерий и их взаимоотношений с плесневым грибом. Вероятно, если бы исследователь с самого начала работы задался целью найти мощное лекарственное средство, эффективное при лечении множества болезней человека, то едва ли ему удалось бы открыть пенициллин.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня познавательной активности младших школьников
Исследование начато в декабре 2014 года во втором классе " А " школы №61, занимающемся по системе Эльконина - Давыдова. Эта система основывается на ценности развития, потому разработка развивающего обучения подразумевает постановку и заключение детками учебных задач. А это означает, что г ...

Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru