Практическое значение научных исследований

Новая педагогика » Организация науки в Украине » Практическое значение научных исследований

Страница 1

наука педагогика исследование практический

Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это, однако, совершенно неверно. Прежде всего любое открытие представляет ценность, если оно расширяет круг человеческих знаний. Именно способность к таким открытиям, регистрация их и передача накопленных сведений потомкам отличают человека от животных. Конечно, многие научные исследования оказались очень важными для практики. Однако обычно нельзя заранее предугадать, какое исследование получит применение на практике, а какое — нет.

Но даже если преследовать чисто практические цели, то и для этого необходимо вести развернутую научную работу. Многие из нас, вероятно, погибли бы от той или иной инфекции, не будь проведено исследование, не представлявшее, как казалось вначале, никакой практической ценности. Александр Флеминг изучал закономерности роста некоторых бактерий, обитающих в почве. Эти бактерии не поражают человека, и потому вся работа Флеминга, казалось, не имела никакого отношения к медицине.

Флеминг выращивал бактерии в плоских чашках; однажды в чашку, которая в течение некоторого времени оставалась открытой, из воздуха попала спора плесневого гриба. Спора проросла, и образовался плесневый гриб Penicillium. (Такую плесень часто можно видеть на апельсинах и других фруктах, на поверхности которых она образует споры в виде зеленовато-голубого порошка.) Флеминг заметил, что вблизи плесени не было ни одной колонии бактерий.

Другие исследователи также замечали подобное торможение роста бактерий, но никто не придавал этому особого значения. Флеминг же увидел в этом интереснейшую возможность: а что если плесневый гриб выделяет какое-то вещество, которое пропитывает питательный субстрат и препятствует росту бактерий? Такова была гипотеза ученого. Опыты показали, что эта гипотеза правильна; Флемингу удалось выделить из плесени искомое вещество, которое назвали антибиотиком, так как оно подавляет рост определенной формы живого (биос — жизнь), а данный конкретный антибиотик получил собственное имя — пенициллин.

При проведении этого исследования ученый не ставил перед собой никакой практической цели, но, когда антибиотик был выделен, Флеминг и другие исследователи предположили, что он может подавлять рост болезнетворных бактерий в организме животного. Опыты на низших животных подтвердили правильность такого предположения, и тогда наконец перешли к испытанию нового средства на людях. Теперь этот плесневый гриб выращивают тоннами в огромных чанах. Пенициллин применяют повсеместно для лечения самых разнообразных болезней, которые раньше уносили много человеческих жизней. И все это явилось следствием изучения роста некоторых почвенных бактерий и их взаимоотношений с плесневым грибом. Вероятно, если бы исследователь с самого начала работы задался целью найти мощное лекарственное средство, эффективное при лечении множества болезней человека, то едва ли ему удалось бы открыть пенициллин.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Содержание и анализ анкетирования учителей, РОдителей и учащихся
Нами были разработаны и проведены анкеты для родителей, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для родителей включает в себя вопросы, имеющих своей целью выяснить, довольны ли они преподаванием математики и видят ли они необходимость во внекласной деятельности. Анкета ...

Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные состояния ребёнка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. В психологической литературе эмоцион ...

Конспект на тему: "Конституция России – основной закон нашего государства"
Форма урока: лекция Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления. Структура урока: организационный момент; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание. Материалы к уроку: Конституция РФ. Текст лекции. 1. По ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru