Проблема адаптации ребенка к школе

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе.

«Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни. Это связано и с расширившимися познавательными возможностями младших школьников».

При поступлении ребёнка в школу возникает эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастают психическая и эмоциональная нагрузки. Перед ребёнком возникает ряд задач не связанных с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психических сил. Ребёнок попадает под влияние комплекса факторов: личность педагога, классный коллектив, изменение режима жизнедеятельности, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Проблемами адаптации занимались многие психологи. В частности, Ирина Владимировна Дубровина, которая большое внимание уделяет рассмотрению эмоционального состояния детей в период адаптации. Вслед за И. В. Дубровиной под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса». А так как учебная деятельность становится для ребенка ведущей, а это и является изменившимся «социальным условием», то приспособление к ней выражается через мотивацию к школе. В изменившихся условиях у ребенка меняется и самооценка. Также, вступая в новый коллектив, ребенок приобретает новый социальный статус. Таким образом, при рассмотрении процесса адаптации, необходимо обратить внимание на три его составляющие: мотивацию к школе, самооценку и социальный статус в группе.

Познавательно о обучении:

Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками
Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе — совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении ...

История создания и развития комикса в России
Комиксы – типично американское искусство, точно так же, как блюз и мыльные оперы. Большинство россиян, которых еще в школе приучили к тому, что население Москвы и пригородов – самое духовное и читающее, привыкло говорить о комиксах с большим скепсисом. Но за семьдесят лет своего существования «коми ...

Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии и становлении личности. Рассмотрим педагогические возможности за ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru