Проблема адаптации ребенка к школе

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе.

«Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни. Это связано и с расширившимися познавательными возможностями младших школьников».

При поступлении ребёнка в школу возникает эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастают психическая и эмоциональная нагрузки. Перед ребёнком возникает ряд задач не связанных с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психических сил. Ребёнок попадает под влияние комплекса факторов: личность педагога, классный коллектив, изменение режима жизнедеятельности, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Проблемами адаптации занимались многие психологи. В частности, Ирина Владимировна Дубровина, которая большое внимание уделяет рассмотрению эмоционального состояния детей в период адаптации. Вслед за И. В. Дубровиной под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса». А так как учебная деятельность становится для ребенка ведущей, а это и является изменившимся «социальным условием», то приспособление к ней выражается через мотивацию к школе. В изменившихся условиях у ребенка меняется и самооценка. Также, вступая в новый коллектив, ребенок приобретает новый социальный статус. Таким образом, при рассмотрении процесса адаптации, необходимо обратить внимание на три его составляющие: мотивацию к школе, самооценку и социальный статус в группе.

Познавательно о обучении:

Выявление нарушения речевого развития у детей-билингвов
Контингент изученных детей составили учащиеся массовой школы из семей, где родной язык – русский. Исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Айзкраукле (Латвия), обучающейся по билингвальной программе образования (2-я модель, предусматривающая в начальных классах 50%-95% интегрированного ...

Исследование влияния школьного праздника на адаптацию ребенка к школе
Исследование проводилось в ДСНШ№ 165 г. Красноярска. Нами было исследовано 46 учеников первых классов «а» и «б» в возрасте 7 лет, из них было выявлено 16 детей с низким социальным статусом. Адаптация исследовалась по следующим пунктам: отношение к школе; социальные контакты (отношения с одноклассни ...

Контроль как раздел методической работы в ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сло ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru