Проблема адаптации ребенка к школе

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе.

«Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни. Это связано и с расширившимися познавательными возможностями младших школьников».

При поступлении ребёнка в школу возникает эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастают психическая и эмоциональная нагрузки. Перед ребёнком возникает ряд задач не связанных с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психических сил. Ребёнок попадает под влияние комплекса факторов: личность педагога, классный коллектив, изменение режима жизнедеятельности, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Проблемами адаптации занимались многие психологи. В частности, Ирина Владимировна Дубровина, которая большое внимание уделяет рассмотрению эмоционального состояния детей в период адаптации. Вслед за И. В. Дубровиной под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса». А так как учебная деятельность становится для ребенка ведущей, а это и является изменившимся «социальным условием», то приспособление к ней выражается через мотивацию к школе. В изменившихся условиях у ребенка меняется и самооценка. Также, вступая в новый коллектив, ребенок приобретает новый социальный статус. Таким образом, при рассмотрении процесса адаптации, необходимо обратить внимание на три его составляющие: мотивацию к школе, самооценку и социальный статус в группе.

Познавательно о обучении:

Понятие имитационной игры, ее структура, функции, задачи и их классификация
Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе дело ...

Требования к знаниям и умениям
Это планируемый результат обучения, который предполагает наличие таких компонентов: 1. Основное содержание обучения (то, что необходимо знать) 2. Степень усвоение основного содержания до определенного уровня. Уровни усвоения: 2.1. Воспроизведение. 2.2. Умение работать по образцу (подставлять формул ...

Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru