Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе

Новая педагогика » Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема адаптации ребенка к школе.

Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса».

Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем школьном возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается всё прежнее отношение ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Л. И. Божович называет данный период «периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни»– ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, выступает для него как стрессогенная.

При рассмотрении процесса адаптации, необходимо обращать внимание на три его составляющие: самооценку, школьную мотивацию и социальный статус в группе сверстников.

«Самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведение, достижений и неудач, достоинств и недостатков». «Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость» [29, с 54].

«Социальный статус – это положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений».

На наш взгляд, важнейшим показателем адаптации ребенка к школе является социальный статус ребенка в группе сверстников, так как от отношения с одноклассниками, в конечном итоге, зависит, и желание ребенка посещать школу и его самооценка.

В нашей работе мы допускаем, что основным условием и источником процесса адаптации, выражающимся через положительные эмоциональные состояния и переживания, которые в свою очередь являются стимулом для развития личностных, интеллектуальных, физических и других потенциалов, является детский праздник.

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения. Праздник является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни школьника. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых».

Чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, а его социальный статус в системе внутригрупповых отношений повысился, мы предлагаем использовать программу, корректирующую внутригрупповые отношения первоклассников. Программа направлена на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения школьного праздника.

Активная позиция характеризуется наличием цели, умением с помощью сверстников и взрослых найти средства для ее достижения, желанием и возможностью ребенка решать поставленные задачи. Разработанная нами коррекционная программа проводилась в первых классах 165-ой школы города Красноярска. В целом мы исследовали 46 первоклассников. Окончательные выводы были сделаны по результатам деятельности 16 детей с низким социальным статусом, из которых 8 вошли в экспериментальную группу и 8 - в контрольную, эффективность работы определялась посредством сравнительного анализа полученных экспериментальных данных, а так же по результатам контрольной диагностики.

Таким образом, тема нашей работы: «Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе».

Объектом исследования выступили учащиеся первых классов.

Предметом исследования является социальный статус первоклассников в группе сверстников.

Цель исследования: проследить и определить влияние праздника на статусное положение ребенка в группе в младшем школьном возрасте.

Задачи:

- выявить картину внутригрупповых отношений детей первого класса, а именно детей с низким социальным статусом;

- спланировать эксперимент, в котором дети с низким социальным статусом будут поставлены в активную позицию в момент подготовки и проведения праздника;

- учитывая особенности процесса подготовки и проведения праздника в ДСНШ № 165 разработать программу, направленную на повышение низкого социального статуса ребенка в группе сверстников;

- провести серию коррекционных занятий среди детей с низким социальным статусом;

- на основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить влияние коррекционной программы на изменение статусного положения ребенка в группе сверстников.

В основу исследования положена гипотеза - если ребенок занимает активную позицию, связанную с подготовкой и проведением школьного праздника, то его социальный статус в группе сверстников повышается.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1. Наблюдение за учениками 1 класса в различных ситуациях для выявления уровня адаптации детей к школе: общение со сверстниками, поведение на уроках, выполнение поручений, проявление интереса к самостоятельной работе, изменение отношения к школе, проявление инициативы в какой-либо деятельности; наблюдение за процессом подготовки и проведения праздника.

2. Тестирование. Работа с методиками: «Социометрия» в 1 классе для выявления картины межличностных отношений учеников и выяснения зависимости статусного положения в классе от уровня адаптации до организации процесса подготовки и проведения праздника, а так же после него. В. Г. Шур «Лесенка» - модификация традиционной методики Дембо – Рубинштейн для измерения самооценки. Методика Нежновой для измерения уровня школьной мотивации.

3. Беседы с педагогами и детьми.

4. Реализация программы «Повышение социального статуса среди сверстников с помощью активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника».

Работа по программе « Повышение социального статуса среди сверстников с помощью активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника» может оказаться полезной практическим психологам, учителям начальных классов в целях профилактики и коррекции отдельных сторон психического развития детей.

Познавательно о обучении:

Связь творческой деятельности с формированием воображения
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт — это всегда пр ...

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования
Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий, связанных с включением в деятельность практически всех сенсорных систем и всех структур мозга. На начальных этапах обучения (аналитическом и синтетическом) происходит формирование той ...

Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок, английский моралист 1. Педагогический такт 2. Тренинг по анализу педагогических ситуаций Упражнения по развитию умений управлять общением Психология педагогического взаимодействия Пр ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru